Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, от­ражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории прони­зывают все научное знание и связывают его в целостную систему.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к участию в трудовой деятельности. Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерно­сти, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Развитие – процесс становления личности (качественного изменения физичес­ких и духовных сил человека) под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, пропорций тела), физиологическое развитие (из­менение функций организма в области сердечно-сосудистой, не­рвной систем и др.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действи­тельности: памяти, потребностей, способностей). Социальное развитие человека состоит в его вхождении в общество, в идео­логические, производственные, правовые отношения.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как про­цесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования. По уровню и объему содержа­ния образование может быть началь­ным, средним и высшим. Компонен­тами образования являются обучение, воспитание, развитие.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога) реализуются общественно обусловлен­ные задачи образования личности во взаимосвязи с ее вос­питанием и развитием. Обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы зна­ний и учение (деятельность уче­ника) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, пре­образование и использование.

Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Совокупность компетенций в заданной предметной области называют компетентностью (от англ. competence).

Виды компетенций: учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами планирования, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационная компетенция – способность при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Коммуникативная компетенция – владение навыками взаимодействия с окружающими людьми.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообу­чение» педагогика описывает внутренний духовный мир чело­века, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь усло­вия, средства их пробуждения, приведения в действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: