К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к участию в трудовой деятельности. Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Развитие – процесс становления личности (качественного изменения физических и духовных сил человека) под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, пропорций тела), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем и др.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: памяти, потребностей, способностей). Социальное развитие человека состоит в его вхождении в общество, в идеологические, производственные, правовые отношения.
|
|
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования. По уровню и объему содержания образование может быть начальным, средним и высшим. Компонентами образования являются обучение, воспитание, развитие.
Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности во взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Совокупность компетенций в заданной предметной области называют компетентностью (от англ. competence).
|
|
Виды компетенций: учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами планирования, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационная компетенция – способность при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Коммуникативная компетенция – владение навыками взаимодействия с окружающими людьми.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.