Развитие педагогики было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. В трудах многих древнегреческих философов (Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур) содержались глубокие мысли по вопросам воспитания. Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить.
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
Педагогические идеи и наставления воплотились в классических трудах: трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».
Как особая наука педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века. Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бекон в 1623 году издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своем труде «Великая дидактика» Коменский разработал вопросы теории и организации учебной работы. Каменский выдвинул идею непрерывности образования, разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, ввел принцип наглядного обучения.
В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1746-1841), Ф. Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
В условиях экспериментальной школы И.Песталоцци разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В педагогическом сочинении «Воспитание человека» Ф. Фребель сформулировал законы воспитания. В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И.Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического). А.Дистервег сформулировал и раскрыл два принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности, ввел дидактические правила - последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
К середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Ф.Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания - гениев, правителей и законодателей. Г.Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования.
В России школы открывались с древних времен. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г.
В 1664 году выходцем из Белорусии Семеоном Полоцким при Спасском монастыре в Москве была открыта школа славяно-греко-латинских языков. Полоцкий внес большой вклад в развитие педагогики как науки на Руси. Он был воспитателем царских детей: царевичей Алексея, Фёдора и царевны Софьи. Под его наблюдением воспитывался Петр 1.
Большой вклад в развитие российской педагогики внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику»(1748), «Российскую грамматику»(1755). Основал и возглавил Московский университет.
Издатель первого в России журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новиков (1744-1818) на страницах своего журнала воспитывал у маленьких читателей уважение к труду, доброжелательность. Он первым в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
С 18 века начинается профессиональная подготовка учителей. В1732 г. открывается первая учительская семинария в Германии. В 1779 г. – педагогическая семинария при МГУ. С 1804 г. в России открываются педагогические институты. Преподавание педагогики как особой науки становится насущной необходимостью. Поэтому в 1840 г. в Главном педагогическом институте (Петербург) открывается кафедра педагогики.
До 1917 г. прогрессивной считалась дидактическая система, разработанная русским педагогом К.Д. Ушинским (1824-1870). Стержнем его системы стали требования демократизации образования, идея народности воспитания.
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 г. все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А.В. Луначарский и Н.К. Крупская. Известными педагогами того времени можно назвать П.П. Блонского (1884-1941), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970).
В конце 70-х начале 80-х гг. ХХ столетия на арену общественно - педагогической жизни вышли педагоги-новаторы, педагоги-практики. Их девиз: «Творчество учителя – творчество ученика». Среди них: В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Е.И. Ильин, В.В. Краевский, Ф.А. Фрадкин и др.