Тема X. Понятие образования

Образовательная система России.

1. Понятие образования. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Система образования в России. Образовательные учреждения, их типы, виды.

3. Управление образовательными системами.

4. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Понятие образования. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

В Российском Законе «Об образовании» сказано: «Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достиже­ния обучающимся определенных государ­ственных образователь­ных уровней — цензов».

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, гармонично развитая личность). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование.

В образовательном учреждении содержание образования – это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержа­ние каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое от­ражение в учебниках и учебных пособиях.

Способы получения образования в мировой и отечественной практике:

• успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в кол­лективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рам­ках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);

• индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);

• дистанционное обучение с помощью обучающих программ на компьютере;

• заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных конт­рольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

Воспитание и обучение осуществляется через педагогические или образовательные системы. В систему входят люди (педагоги и обучающиеся), материально-технические предметы (ТСО, компьютеры), функции, выполняемые ими. В педагогической литературе используется термин "образовательные системы", который практически идентичен термину "педагогические системы", но свидетельствует о наличии в этих системах целенаправленного процесса.

Системы образования республики, региона, области, города, района определяют деятельность более узких систем - вуза, школы. Те, в свою очередь, влияют на системы профессионального образования студентов, их эстетического воспитания, деятельности учебной группы, отдельного студента и преподавателя. Таким образом, все педагогические системы связаны между собой и взаимозависимы. Вот почему преподавателю вуза необходимо знать степень своей свободы и зависимости от тех систем, в которые вуз входит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: