Образовательная система России.
1. Понятие образования. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
2. Система образования в России. Образовательные учреждения, их типы, виды.
3. Управление образовательными системами.
4. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Понятие образования. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
В Российском Законе «Об образовании» сказано: «Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов».
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, гармонично развитая личность). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование.
|
|
В образовательном учреждении содержание образования – это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.
Способы получения образования в мировой и отечественной практике:
• успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);
• индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);
• дистанционное обучение с помощью обучающих программ на компьютере;
• заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных контрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.
Воспитание и обучение осуществляется через педагогические или образовательные системы. В систему входят люди (педагоги и обучающиеся), материально-технические предметы (ТСО, компьютеры), функции, выполняемые ими. В педагогической литературе используется термин "образовательные системы", который практически идентичен термину "педагогические системы", но свидетельствует о наличии в этих системах целенаправленного процесса.
|
|
Системы образования республики, региона, области, города, района определяют деятельность более узких систем - вуза, школы. Те, в свою очередь, влияют на системы профессионального образования студентов, их эстетического воспитания, деятельности учебной группы, отдельного студента и преподавателя. Таким образом, все педагогические системы связаны между собой и взаимозависимы. Вот почему преподавателю вуза необходимо знать степень своей свободы и зависимости от тех систем, в которые вуз входит.