Педагогический процесс; методы, приёмы организации и управления педагогическим процессом

Педагогический процесс есть способ организации воспитатель­ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педа­гогический процесс создается педагогом. Структура пе­дагогического процесса: цель→принципы → содержание → методы → средства → формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаи­модействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений дости­жения цели. Содержание – это спе­циально отобранная и признанная обществом (государством) си­стема элементов объективного опыта человечества, усвоение ко­торой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержани­ем используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в дви­жение», необходим такой компонент, как управление. Педаго­гическое управление есть процесс перевода педагогических си­туаций, процессов из одного состояния в другое, соответствую­щее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

• постановка цели;

• диагностирование особенностей учащихся;

• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей уча­щихся;

• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);

• реализация проекта;

• контроль за ходом выполнения;

• корректировка;

• подведение итогов.

Знания нельзя про­сто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной деятельности самого ученика. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо за­жечь».

Организация обучения предполагает, что педагог осуществ­ляет следующие компоненты:

• постановка целей учебной работы;

• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

• организация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• придание учебной деятельности эмоционально-по­ложительного характера;

• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

• оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствую­щих компонентов:

• осознание целей и задач обучения;

• развитие потребностей и мотивов учебно-позна­вательной деятельности;

• осмысление темы нового материала и основных вопросов;

• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

• проявление эмоционального отношения и волевых усилий;

• внесение коррективов в учебно-познаватель­ную деятельность;

• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятель­ности.

Функции обучения.

Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет следующие функции:обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная.

Осуществление образовательной функции связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта направленность получила закрепление в термине «развивающее обучение». Осуществление развивающей функции сводится к развитию речи и мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности.

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития способностей, интересов, склонностей.

Все основные функции обучения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: