Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Структура педагогического процесса: цель→принципы → содержание → методы → средства → формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
|
|
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
• постановка цели;
• диагностирование особенностей учащихся;
• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;
• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);
• реализация проекта;
• контроль за ходом выполнения;
• корректировка;
• подведение итогов.
Знания нельзя просто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной деятельности самого ученика. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
• постановка целей учебной работы;
• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
• организация учебно-познавательной деятельности учащихся;
• придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера;
• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
• оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
|
|
• осознание целей и задач обучения;
• развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
• осмысление темы нового материала и основных вопросов;
• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
• проявление эмоционального отношения и волевых усилий;
• внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;
• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Функции обучения.
Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет следующие функции:обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная.
Осуществление образовательной функции связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта направленность получила закрепление в термине «развивающее обучение». Осуществление развивающей функции сводится к развитию речи и мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности.
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития способностей, интересов, склонностей.
Все основные функции обучения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.