Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения

Термин метод происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.

Методы обучения – система последовательных, взаимо­связанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвое­ние содержания образования, развитие умственных сил и способ­ностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Прием обучения (методический прием) – элемент метода, его составная часть. Отдельные методы могут в одних случаях выступать как мето­ды, а в других – как приемы. Вопросы, заданные во время лекции, непродолжительная беседа – прием обучения. В другом ва­рианте, когда все объяснение построено в вопросно-ответной форме, бе­седа выступает как метод обучения.

Классификация методов способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Широкое распространение получила классификация методов, описанная коллективом авторов: В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. Они выделяют следующую систему методов:

1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, демонстрации, лабораторные работы, практические работы, которые прово­дятся в мастерских, на пришкольном участке, трена­жерах; репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

3) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, анализ жизненных ситуаций, разъяснение личной и общест­венной значимости учения и др.);

4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Таким образом, методы обучения – это одновременно и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся при познании сути отдельных явлений, а также способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности обучающихся и стимулирования, контро­ля и коррекции этой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: