Термин метод происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Прием обучения (методический прием) – элемент метода, его составная часть. Отдельные методы могут в одних случаях выступать как методы, а в других – как приемы. Вопросы, заданные во время лекции, непродолжительная беседа – прием обучения. В другом варианте, когда все объяснение построено в вопросно-ответной форме, беседа выступает как метод обучения.
Классификация методов способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Широкое распространение получила классификация методов, описанная коллективом авторов: В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. Они выделяют следующую систему методов:
1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником, метод примера);
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, демонстрации, лабораторные работы, практические работы, которые проводятся в мастерских, на пришкольном участке, тренажерах; репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
3) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, анализ жизненных ситуаций, разъяснение личной и общественной значимости учения и др.);
4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).
Таким образом, методы обучения – это одновременно и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся при познании сути отдельных явлений, а также способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности обучающихся и стимулирования, контроля и коррекции этой деятельности.