Дидактические принципы

Принципы обучения – это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике имеются следующие дидактические принци­пы:

1. Развивающее и воспитывающее обучение.

2. Научность и доступность, посильная трудность.

3. Сознательность и творческая активность учащихся.

4. Наглядность и развитие теоретического мышления.

5. Последовательность, системность и систематичность обучения.

6. Переход от обучения к самообразованию.

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.

8. Прочность результатов обучения.

9. Положительный эмоциональный фон обучения.

10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей.

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

12.Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

13. Инновативность обучения.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы:

1. Обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;

2. Учет социально-психологических и индивидуаль­ных особенностей;

3. Профессиональная направленность обучения и воспитания;

4. Органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Педагогические цели.

Цель – категория философская. Цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогических целей многообразны. Выделяют нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. При подготовке учебного занятия преподавателю необходимо наметить три группы целей:

1. Познавательную (цели формирования знаний, навыков, умений).

2. Развивающую (цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

3. Воспитательную (цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.).

Марк Твен сказал: «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда».

 

Тема XII. Методы обучения. Средства и формы

Организации учебной деятельности.

1. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.

2. Функции и методы контроля.

3. Общие формы организации учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: