Принципы обучения – это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике имеются следующие дидактические принципы:
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность и доступность, посильная трудность.
3. Сознательность и творческая активность учащихся.
4. Наглядность и развитие теоретического мышления.
5. Последовательность, системность и систематичность обучения.
6. Переход от обучения к самообразованию.
7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
8. Прочность результатов обучения.
9. Положительный эмоциональный фон обучения.
10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей.
11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
12.Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
13. Инновативность обучения.
В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы:
1. Обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;
2. Учет социально-психологических и индивидуальных особенностей;
3. Профессиональная направленность обучения и воспитания;
4. Органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.
Педагогические цели.
Цель – категория философская. Цель – это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Выделяют нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. При подготовке учебного занятия преподавателю необходимо наметить три группы целей:
1. Познавательную (цели формирования знаний, навыков, умений).
2. Развивающую (цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
3. Воспитательную (цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.).
Марк Твен сказал: «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда».
Тема XII. Методы обучения. Средства и формы
Организации учебной деятельности.
1. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения.
2. Функции и методы контроля.
3. Общие формы организации учебной деятельности.