Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).
Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка.
Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.
|
|
Школьное воспитание – это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха.
Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции, общества «зеленых» (юных натуралистов и экологов).
Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение человека.
Воспитание по месту жительства – это организация общественно полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная деятельность заключается в посадке деревьев, уборке территории, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвалидам; это и кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
|
|
Для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций.
В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного, гуманистического и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания (Б.П. Битинас, Г.Б. Корнетов) раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, цивилизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских концепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания.
Рекомендуемая литература:
а) Основная литература:
1. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология/М.И. Еникеев. – М.: ПРОИОР, 2002.
2. Каменская, Е.Н. Педагогика: учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп./Е.Н. Каменская. – М.: «Дашков и К о», 2008.
3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов/ В.М. Кроль. – М.: Высш. шк., 2003.
4. Общая психология: учебник/под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004.
5. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие/под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008.
6. Педагогика: учебное пособие для высших учебных заведений/под ред.
А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
7. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/под ред.
М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. Психология и педагогика: учебник для вузов/А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2007.
9. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/составитель и ответственный редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2003.
10. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
11. Столяренко, Л.Д., Столяренко, В.Е. Психология и педагогика для технических вузов/Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
б) Дополнительная литература:
1. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике/А.В. Батаршев. – СПб: Речь, 2005.
2. Виненко, В.Г Общие основы педагогики: учебное пособие/В.Г. Виненко. – М.: «Дашков и Ко», 2008.
3. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие/В.А. Горянина.
4. –4-е изд., стер. –М.: ИЦ «Академия», 2007.
5. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебник для студентов вузов/ О.С. Гребенюк. -М.: Владос, 2003.
6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов/Л.А. Григорович. -М.: Гардарики, 2003.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов/П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2007.
8. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие/В.И. Загвязинский. – М.: ИЦ «Академия», 2007.
9. Каменская, Е.Н. Педагогика: конспект лекций/Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д:Феникс, 2005.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/Е.А. Климов. -3-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2007.
11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебник. -4-е изд., стер. /А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
12. Основы психологии. Практикум/ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
13. Психологические тесты/под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2003.-Т.1.
14. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности/Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.
15. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./И.Ф. Харламов. -М.: Гардарики, 2002.
16. Чеховских, М.И. Основы психологии: Учебное пособие/М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002.
Приложение 1