Виды воспитания. Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многооб­разия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, вне­школьное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (об­щинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специали­зированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в ус­ловиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка фор­мирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значи­тельную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материаль­ное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ре­бенка.

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обя­занностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Школьное воспитание – это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха.

Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей, комнаты школьника при отделениях милиции, общества «зе­леных» (юных натуралистов и экологов).

Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных тради­ций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональ­ной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение че­ловека.

Воспитание по месту жительства – это организация общественно полез­ной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная деятельность заключается в посадке деревьев, уборке террито­рии, оказании шефской помощи одиноким старикам и инвали­дам; это и кружковая работа, спортивные соревнования и праздники, органи­зованные родителями и педагогами.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократиче­ский, либерально-демократический и пр. Каждый педагог может применять раз­ные стили в зависимости от ситуаций.

В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и осо­бенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антрополо­гического, социентарного, свободного, гуманистического и других видов воспитания. Философское осмысление воспитания (Б.П. Битинас, Г.Б. Корнетов) раскрывает то об­щее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, эпох, циви­лизаций. Поэтому модели воспитания, разработанные на основе философских кон­цепций и идей, отвечают в большей мере не столько на вопрос «что» воспитывают, сколько на вопрос «почему» так осуществляется процесс воспитания.

 


Рекомендуемая литература:

а) Основная литература:

1. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология/М.И. Еникеев. – М.: ПРОИОР, 2002.

2. Каменская, Е.Н. Педагогика: учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп./Е.Н. Каменская. – М.: «Дашков и К о», 2008.

3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов/ В.М. Кроль. – М.: Высш. шк., 2003.

4. Общая психология: учебник/под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004.

5. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие/под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008.

6. Педагогика: учебное пособие для высших учебных заведений/под ред.
А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.

7. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/под ред.
М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8. Психология и педагогика: учебник для вузов/А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2007.

9. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/составитель и ответственный редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2003.

10. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

11. Столяренко, Л.Д., Столяренко, В.Е. Психология и педагогика для технических вузов/Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

б) Дополнительная литература:

1. Батаршев, А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике/А.В. Батаршев. – СПб: Речь, 2005.

2. Виненко, В.Г Общие основы педагогики: учебное пособие/В.Г. Виненко. – М.: «Дашков и Ко», 2008.

3. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие/В.А. Горянина.

4. –4-е изд., стер. –М.: ИЦ «Академия», 2007.

5. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учебник для студентов вузов/ О.С. Гребенюк. -М.: Владос, 2003.

6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов/Л.А. Григорович. -М.: Гардарики, 2003.

7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов/П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2007.

8. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие/В.И. Загвязинский. – М.: ИЦ «Академия», 2007.

9. Каменская, Е.Н. Педагогика: конспект лекций/Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д:Феникс, 2005.

10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/Е.А. Климов. -3-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2007.

11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учебник. -4-е изд., стер. /А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ «Академия», 2008.

12. Основы психологии. Практикум/ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

13. Психологические тесты/под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2003.-Т.1.

14. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности/Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.

15. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./И.Ф. Харламов. -М.: Гардарики, 2002.

16. Чеховских, М.И. Основы психологии: Учебное пособие/М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002.

 



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: