Формы организации учебной деятельности

Форма обучения – это целенаправленная, четко организованная в пространстве и во времени, содержательно насыщенная и методически оснащенная схема познавательных взаимодействий преподавателя и учащихся. Современная дидактика располагает множеством организационных форм обучения.

Основной системой обучения в школе является классно-урочная система, которая была сформулирована еще Я.А. Коменским. Ведущей формой обучения является урок. Урок представляет собой ограниченную во времени организованную систему обучения – коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Урок - это логически завершенный этап учебно-воспитательной работы учителя в определенном классе по определенному учебному предмету.

Содержание и дидактическая цель определяют тип урока. Можно выделить уроки следующих типов:

- изучение нового материала,

- закрепление материала,

- проверка знаний, умений и навыков,

- комбинированный урок,

- повторительно-обобщающий урок,

- урок-диспут.

С уроком связаны вспомогательные формы обучения: самостоятельная домашняя работа, школьная лекция, школьный семинар, проверка усвоения знаний, умений и навыков. К сопутствующим формам работы относятся школьная учебная конференция, экскурсии, консультации.

Ведущими формами обучения в вузе являются лекционно-семинарные формы и различные виды практикумов и практик. Кроме них в ВУЗе используют лабораторные работы, НИРС, самостоятельную учебную работу студентов, стажировка в другом вузе и др.

Лекции. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение планов и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

Виды лекций:

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует слушателя в системе работы по данному курсу.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение слушателям научной информации, подлежащей осмыслению и запоми­нанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорные лекции - это систематизация научных знаний на высо­ком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в про­цессе осмысления информации.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новые значения вводятся че­рез проблемность вопроса, задачи или ситуации. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения.

5. Лекция-визуализация. Представляет собой визуальную форму по­дачи лекционного материала средствами ТСО.

6. Бинарная лекция - это лекция в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками сти­мулирует слушателей к постоянному контролю предлагаемой инфор­мации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методичес­кой, орфографической).

8. Лекция-конференция. Проводится как научно-практическое заня­тие, заранее поставленной проблемы и системы докладов, длительнос­тью 5-10 мин. Каждое выступление представляет собой логически за­конченный текст, совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Пер­вый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвеча­ет в течение лекционного времени студентам по всем разделам или все­му курсу.

Семинарские занятия (от лат. seminarium – рассадник) проводились в древнегречес­ких и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей. В современной высшей школе семинар - один из основных видов практических занятий. Семинар предназначен для углубленного изучения того или иного предмета, развития у студентов культуры научного мыш­ления. В высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

Просеминар - занятие подготавлива­ющее, подводящее к семинару, проводятся на 1 курсе с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы. Более серьезные задачи решаются на се­минарах на II - III курсах, в особенности специальных семинарах на IV -V курсах, которые вырабатывают у студентов исследовательский подход к материалам.

Интегрировать теорико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-ис­следовательского характера позволяют лабораторные занятия. Само значение слова «лаборатория» - от латинского labor - труд, работа, трудность. Слово «практикум» выражает ту же мысль: греческое practices означает «деятельный», следовательно, имеются в виду такие виды учебных занятий, которые требуют от учащихся усиленной деятельности.

Учебная конференция – обобщение материала по какому-либо разделу программы, требует большой подготовительной работы.

Сущность обучающей деловой игры и ситуационных занятий – моделирование, имитация тех или иных реальных ситуаций. В игре воспроизводится действительность, а участники имитируют реальные действия.

Факультативные занятия – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которых – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся.

Консультации проводятся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: