Тема XIII. Воспитание как процесс

Семейное воспитание и семейная педагогика

1. Воспитание как процесс

2. Виды воспитания. Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Воспитание как процесс.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств, которые направлены на изменение отношения воспитанника к обществу или само­му себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Метод воспитания является одним из инструмен­тов взаимодействия.

Методы воспитания:

1. Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощре­ния, личного примера, авторитета, просьбы, совета).

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и вни­мания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

2. Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуж­дают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою пози­цию, осуществить поступок, проявить характер.

3. Общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспи­танника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, уче­ному, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио).

4. Совместная деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игра.

5. Обучение, самообразование, передача информации и социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения.

6. Погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение ху­дожественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно постав­ленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к лично­сти» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тон­кости и особенности личности воспитанника.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духов­ной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитатель­ного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкрет­ной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: