Семейное воспитание и семейная педагогика
1. Воспитание как процесс
2. Виды воспитания. Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Воспитание как процесс.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств, которые направлены на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Метод воспитания является одним из инструментов взаимодействия.
Методы воспитания:
1. Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета).
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.
2. Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
3. Общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио).
4. Совместная деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игра.
5. Обучение, самообразование, передача информации и социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения.
6. Погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:
• знаковые символы;
• материальные средства;
• способы коммуникации;
• технические средства;
• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.
Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.
Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие.