Методика выполнения работы

В девяти химических стаканах вместимостью 50 мл готовят аце-татные буферные растворы различного состава (согласно табл.). Значение рН для каждой смеси определяют на приборе. Далее вычисляют рН буферных растворов по уравнению Гендерсона-Гассельбаха

рН = рКкисл + 1g (C соли. V соли )- 1g (C кисл .V кисл ),

где рКкисл = -1g К кисл, К кисл - константа диссоциации кислоты; C солии C кисл – соответственно молярные концентрации эквивалентов соли и кислоты, моль/л; V соли и V кисл – объем растворов соли и кислоты, мл. Значение константы диссоциации CH3COOH приведено в прил. Измененные и вычисленные значения pH ацетатно буферных растворов заносят в табл.

Таблица

Составы ацетатных буферных растворов и рН

Пробирка Состав буферной смеси, мл Значение рH
0,1М CH3COOH 0,1М CH3COONa вычисленное измеренное
         

Затем строят график, откладывая по оси ординат измененное значение рН, а по оси абсцисс - объем раствора соли, мл. Делают выводы.

 

Б) Влияние разбавления на рН буферного раствора

 

Цель работы. Приготовить буферную смесь заданного состава. Изучить влияние разбавления на рН буферного раствора колориметрическим и потенциометрическим методами.

Реактивы: буферная смесь заданного состава, дистиллированная вода, раствор универсального индикатора.

Методика выполнения работы

Для изучения влияния разбавления на pH буферного раствора колориметрическим методом в трех колбах готовят по 10 мл ацетатного буферного раствора заданного состава (по табл. в лаб. работе №1.7). Приготовленные смеси перемешивают встряхиванием. Раствор в первой колбе разбавляют дистиллированной водой в два раза (добавляя 10 мл дистиллированной воды), во второй – в пять раз (добавляя 40 мл дистиллированной воды), а раствор в третьей колбе не разбавляют (контрольный раствор). Переносят в три пробирки одинакового диаметра по 10 мл каждого раствора и прибавляют к каждому из них по 3 капли универсального индикатора. Отмечают окраску в пробирках и делают вывод о влиянии разбавления буферных растворов на значение рН.

Для проведения работы на рН-метре объем буферных смесей увеличивают до 30 мл.

В) Влияние кислоты и щелочи на рН буферного раствора

Цель работы. Приготовить ацетатный буферный раствор (по заданию преподавателя). Изучить влияние добавления кислот и щелочей на рН буферного раствора колориметрическим и потенциометрическим методами.

Реактивы: растворы буферных смесей, растворы соляной кислоты (НСl) и едкого натра (NaOH) концентрации 0,1моль/л; 1% раствор универсального индикатора, дистиллированная вода.

Методика выполнения работы

В трех пробирках готовят по 10 мл буферного раствора (по заданию). Затем прибавляют по 5 капель в одну пробирку раствор HСl концентрации 0,1 моль/л, в другую - раствор NaOH концентрации 0,1 моль/л, в третью - дистиллированной воды и в каждую по 2 капли универсального индикатора.

Отличается ли окраска растворов? Сделайте вывод о влиянии кислот и щелочей на рН буферного раствора. Для проведения исследований на рН-метр объем буферных растворов увеличивают до 30 мл.

Г) Определение буферной емкости раствора

Цель работы. Определить значение буферной емкости раствора по кислоте и основанию потенциометрическим методом.

Реактивы: буферный раствор (по заданию преподавателя); растворы соляной кислоты и едкого натра концентрации 0,1моль/л, дистиллированная вода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: