1.1. Цель работы:
- овладевать навыками проведения химических исследований, учиться анализировать при осуществлении проблемного и исследовательского химического эксперимента;
- повторить тему «Свойства кислот, солей, оснований, оксидов».
1.2 Задачи работы:
- приобретение навыков составления молекулярных уравнений, полных ионных и кратких ионных уравнений.
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- повторение темы «Растворы, диссоциация кислот, солей и оснований» (10 мин).
2.2 Практическая часть:
- освоение методики применения химических реактивов для осуществления генетической связи между классами неорганических соединений(30 минут);
- заполнение бланка-отчета и защита работы (20 мин)
3 Оборудование и реактивы:
- штатив с десятью пробирками;
- мерный цилиндр (10 мл);
- химический стакан;
- держатель для пробирок;
- спиртовка
- мерная ложка для сыпучих веществ,
Реактивы: разбавленные серные и соляные кислоты (30% растворы)
Растворы: хлорид железа - III, сульфат меди II, нитрат серебра, нитрат свинца, гидроксид натрия, хлорид бария;
|
|
- оксид меди II (порошок)
- индикатор фенол фталеин
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
Опыт №1
Осуществить превращения:
CuO→CuSO4→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1) В пробирку №1 поместите 1 мерная ложка порошка оксида меди (II) и прибавьте 1 мл разбавленной (30%) серной кислоты, закрепить пробирку в держатель и нагрейте над спиртовкой. Запишите наблюдения.
2) В эту же пробирку добавьте 1 мл раствора хлорида бария. Запишите наблюдения.
3) К полученному раствору прибавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Запишите наблюдения.
4) Нагрейте полученный осадок до изменения окраски. Запишите наблюдения.
Опыт № 2
Осуществить превращения:
NaOH→Na2SO4→NaCl→NaNO3
1) В пробирку поместите 1 мл гидроксида натрия, добавьте индикатор фенолфталеин и прибавьте 1 мл разбавленной (30%) серной кислоты. Запишите наблюдения.
2) К полученному раствору добавьте 1 мл хлорида раствора бария. Запишите наблюдения.
3) В эту же пробирку прибавьте 0,5 мл нитрата свинца. Запишите наблюдения.
Опыт №3
Осуществить превращения:
FeCl3→Fe(OH)3→Fe2(SO4)3→Fe(NO3)3
1) В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа (III) и добавьте 0,5 мл раствора гидроксида натрия. Запишите наблюдения.
2) В эту же пробирку добавьте 1 мл раствора разбавленной серной (30%) кислоты до растворения осадка.
3) В полученный раствор добавьте 1 мл раствора нитрата свинца. Запишите наблюдения. Для каждой реакции написать уравнения в таблицу в молекулярной и ионной формах.
Вопросы для самоконтроля
- Сформулируйте определение электролитов и приведите их примеры.
|
|
- Какие типы связей характерны для электролитов?
- Дайте определение электролитической диссоциации.
- Дать понятие степени диссоциации.
- На какие ионы диссоциируют молекулы щелочей, кислот и солей?
- Какие реакции относятся к реакциям обмена?
- В каких случаях реакции обмена идут до конца?
- Какая реакция обмена называется нейтрализацией?
- Как правильно приготовить раствор аккумуляторной кислоты?
- Что использовать для оказания помощи при кислотных и щелочных ожогах?
- Осуществить превращения и записать молекулярные уравнения реакций:
а) CuSO4→Cu(OH)2→Cu(NO3 )
б) Al(NO3)3→Al(OH)3→Na[Al(OH)4]
в) KOH→K2SO4→KCl→KNO3
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3
«Теория электролитической диссоциации. Осуществить превращения
При помощи эксперимента»
Продолжение таблицы 3.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Бланк отчета о лабораторной работе № 3
«Теория электролитической диссоциации»
Ф.И.О. студента_____________________________
Группа______________________________
Дата________________________________