Постструктурализм (неоструктурализм, постмодернизм)

Развитие Ф. э. привело к критике некоторых концепций и методов структурализ- ма, а главное, к пересмотру общей картины мира, предлагаемой этим научным направлением. Это происходило не только в этнологии, но и в других отраслях социально- гуманитарного знания. На возникновение поструктурализма во Ф. э. оказали идейное влияние философы-постмодернисты Жиль Делез (Deleuze Gilles; 1925–1995), Феликс Гваттари (Guattari; (1930–1992), Жан Бодрийар (Baudrillard, Jean; 1929–2007); Жан- Франсуа Лиотар (фр. Lyotard; р. 1924) и др. Исходная идея постструктурализма заключаются в том, что реальность невоз- можно постичь без языка, а поэтому основное внимание должно отдаваться изучению текста. А сами тексты можно понять лишь в соотношении с другими текстами по принципу интертекстуальности125. Основные усилия его представителей во Ф. э. сводились к деструкции бинарных оппозиций, переносе акцента с целостности на фрагментарность культуры, субъекта и мира в целом, упразднению иерархических порядков, деконструкцию текстов и др. Ключевые понятия, освоенные этим научным направлением, это — «децентрация», «детерриторизация», «деконструкция». Децентрация — отрицание строгой дихотомии «центр-периферия», характерной для классической этнологии. Более того, отрицается наличие самого «центра». Это же относится и к текстам. Проблема детерриторизации заключается в следующем. На ранних стадиях человеческого развития территориальная приуроченность не была такой доминантой, какой она стала впоследствии, чуть ли не тотально привязав человека к территории. Сегодня эти связи разрушаются. Деконструкция, вероятно, является наи- более важным понятием данного научного направления. Оно предполагает, что следует сосредоточиться не на авторе, а на структуре самого текста и его включенности в определенный литературный жанр. Надо выявить неявные, имплицитные смыслы текстов. При этом отрицается, или, по крайней мере, резко снижается возможность обнаружения в тексте единого смыслового центра (отсюда и следует децентрация). Постструктурализм как научное направление и движение охватывает значитель- ную группу французских философов, культурологов и социологов. Но в него вклю- чились и некоторые другие ученые, близкие к этнологии. Среди них — Ж. Деррида, Р. Барт, М. Фуко, П. Бурдье и др. Философа Жака Дерриду (фр. Jacques Derrida; 1930–2004) по праву считают одним из основателей этого направления во Ф. э., хотя сам он полагал, что в своих исследованиях остается на позициях структурализма126. Именно он одним из первых обосновал понятия деконструкции, децентрации и детерриторизации. Мишель Поль Фуко (фр. Michel Foucault; 1926–1984), философ, психолог, историк, полагал, что в истории мысли следует изучать не отдельные идеи или мыслителей, а системы мысли, их революционные изменения и разрывы. При этом надо взглянуть на прошедшее и настоящее с точки зрения неповторимой индивидуальности конкретных проявлений их социальной практики. Так как знание и власть внутренне связаны, то усиление сопровождается возникновением новых форм знания. Основные на- правления исследования Фуко сосредоточены в трех областях науки: психиатрия и медицина, сексуальность в христианской культуре (это его основная проблематика) и социально-политические практики, в первую очередь практики управления. Его главные работы: «История безумия» (1961), «Рождение клиники» (1963), «Порядок

124 Именно эта книга принесла ему всемирную известность. 125 Когда В. Баскервильский, герой романа Умберто Эко «Имя розы» говорил, что в одной книге на- писано о других книгах, он выступал именно с позиций интертекстуальности. 126 См.: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 2004. С. 343.

вещей» (1966 г.), «Археология знания» (1969), «Безумие и цивилизация» (1971), «Над- зирать и наказывать» (1975), «История сексуальности» (1976), «Забота о себе» (1984), «Использование удовольствий» (1984) и др. Пьер Бурдье (фр. Pierre Bourdieu; 1930-2002) — в первую очередь социолог по роду деятельности, но также политолог и этнолог. В своих ранних антропологических исследований в Алжире (1956-1960), которые были посвящены крестьянам-кабилам Магриба, Бурдье подверг критике структурализм, полагая, что он имеет множество детерминистских допущений. Разработанный им исследовательский аппарат вклю- чает понятия практики и стратегии, которые имеют свою логику и принципы для каждого исследовательского «поля». Они структурируют выбор и предпочтения индивидов исходя из наличных контекстов. В результате формируются индивидуальные диспозиции (предпочтения, габитусы), определяющие спектр и типы возможных действий. Попытки разрешить вопрос об аналитических отношениях между действи- ем и структурой на основе этнографических данных представлены в работах Бурдье «Эскиз теории практики» (1972) и «Логика практики (1980). В работах же по социологии образования он, в частности, показывает, как образовательные ценности обеспечивают воспроизводство социального неравенства. Кстати, Бурдье одним из первых ввел важное теоретическое разделение между экономическим и культурным капиталом127. Таким образом, Ф. э., как классическая, так и современная, внесла существенный вклад в развитие социальной и культурной антропологии, пополнив ее научный арсенал новыми идеями и подходами. См. также статьи: Антропология в системе наук о человеке и культуре (вместо введения); Диффузионизм и культурная диффузия; Культурная (социальная) антро- пология: состояние и динамика развития; Постмодернизм; Постструктурализм; Расово-антропологическая школа; Структурализм; Функционализм; Эволюционизм.

Соч.: Бросс Ш. Рассуждение о механическом составе языков и физических началах этимоло- гии. Б.М., 1821–1822; Гобино Ж.-А., де. Опыт о неравенстве человеческих рас. Кн. 1–6. М., 2006–2007; Деникер Ж. Человеческие расы. СПб., 1902; Дюркгейм Э. Метод социо- логии. Киев-Харьков, 1899; Он же. О разделении общественного труда. Одесса, 1900; Он же. Самоубийство. СПб., 1912; История в энциклопедии Дидро и Д’Аламбера / Под ред. А.Д. Люблинской. Л., 1978; Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910; Ла- фарг К. Происхождение и развитие собственности. М., 1925; Он же. Очерки по истории культуры. М.-Л., 1928; Он же. Религия и капитал. М., 1937; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930; Он же. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985; Он же. Печальные тропики. М., 1999; Он же. Мифологики. Сырое и приготовленное. М., 1999; Он же. Путь масок. М., 2000; Летурно Ш. Социология по данным этнографии. М., 2007; Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996; Он же. Социальные функции и священного. СПб., 2000; Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархиз- ма. М., 2009; Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; Тард Г. Социальные этюды. СПб., 1902; Он же. Социальная логика. СПб., 1996; Он же. Происхождение семьи и собственности. М., 2007; Шарль де Бросс о фетишизме. М., 1973; Эванс-Причард Э. История антропо- логической мысли. М., 2003; Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М., 1987; Он же. Священное и мирское. М., 1994; Он же. Аспекты мифа. М., 1995; Он же. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-СПб., 1999; Он же. Ностальгия по ис- токам. М., 2006. Лит.: Давыдов Ю.Н., Осипов Г.В. (ред.) Справочное пособие по истории немарксистской за- падной социологии. М., 1986; Дараган Н.Я. Предмет и метод исследования в «Структур- ной антропологии» К. Леви-Строса // Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983; Крюков М.В., Зельнов И. (ред.) Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Осипова Е.В. Социология

127 См.: «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (1970).

Эмиля Дюркгейма. М., 1977; Ревуненкова Е.В. Проблемы шаманизма в трудах М. Элиа- де // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979; Современная западная социология: Словарь. М., 1990; Тагиефф П.-А. Цвет и кровь. Французские теории расизма. М., 2009; Токарев С.А. История зарубежной этнологии. М., 1978; Харузина В.Н. Этнография. Лекции. СПб., 2007; Энафф М. Клод Леви-Строс и структурная антропология. СПб., 2010. Л.С. Перепелкин

Немецкая этнология.

Немецкая этнология — влиятельное направление западноевропейской социаль- ной науки, хотя и сложившееся только к середине — концу XIX в., но имеющее длин- ную предысторию, собственные традиции и предшественников.

Истоки

Непосредственным предшественником Н. э. можно считать философа Иоганна Готфрида Гердера (нем. Johann Gottfried Herder; 1744–1803), и в первую очередь его труд «Идеи к философии истории человечества»128. В своей книге он, в частности, рассматривал такие вопросы, как космология, связь минерального, биологического и социального миров, естественная природа и предназначение человека, этнологические особенности различных народов мира (по его терминологии, «органическое строение народов»), связь этнологических особенностей народов с географическими и климатическими условиями среды обитания, «гуманное» в человеке, история государственности, этика («рыцарский дух», «купеческий дух») и т. д. Можно сказать, что Гердер сформулировал темы, которые на десятилетия определили исследовательские сюжеты не только в Н. э., но и в немецкой исторической науке, лингвистике, рели- гиоведении, социологии. Трудно удержаться, чтобы не процитировать некоторые высказывания И.Г. Гердера, которые находят параллели в многочисленных работах этнологов, причем не только немецких. Говоря о своей ранней работе, которую часто цитировали без ссы- лок, он пишет: «…Мне и в голову не приходило проложить широкую дорогу посред- ством таких понятий, как “детство”, “юность”, “возмужалый”, “престарелый” возраст человеческого рода, ибо такие понятия применены мной и вообще могут быть при- менимы лишь к немногим из народов, населяющих Землю, — тем более не было и мысли о том, чтобы твердою мерой измерить всю историю культуры, не говоря уж о философии всей человеческой истории. Разве есть на свете народ, совершенно лишенный культуры? А какую неудачу потерпело бы Провидение в своих начинаниях, если бы всякий индивид человеческого рода создан был для той культуры, которую мы именуем так… Нет ничего менее определенного, чем это слово — “культура”, и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам»129 (вы- делено И.Г. Гердером). Такую позицию назвали бы сегодня «культурный релятивизм», хотя она имеет также явные эволюционные построения. Подобного рода «эклектизм» могут себе позволить мыслители масштаба Гердера. Появление новой науки было оформлено в рамках возникшего в 1869 г. «Общества антропологии, этнологии и первобытной истории», которое в том же году на- чало издавать «Этнологический журнал», с 1909 г. стал также издаваться журнал «Этнология». Стимулом для развития новой науки стало также создание этнографических музеев, например Музея этнографии в Берлине, Музея народной культуры в Гамбурге. Первоначально новое научное направление не имело устойчивого наиме- нования: его описывали понятиями «этнография», «этнология», «антропология»,

128 См.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 129 Там же. С. 6.

«история культуры» и т. д. С течением времени, однако, приобрели устойчивость два основных понятия: «фолькскунде» и «фелькеркунде»130. Фолькскунде, термин, распространенный в Германии и соседних странах, озна- чает изучение развития образа жизни и культуры своего народа вплоть до современности. Это понятие возникло еще в период романтизма, и первое его употребление относится к 1782 г. Как известно, в период романтизма (начало XIX в.) и господства мифологической школы (Я. Грим, А. фон Арним, Л. Уланд и др.) усилился интерес к этнографическим особенностям жизни своего народа. Идею развития фолькскунде как особой науки пытался обосновать во второй половине XIX в. В.Г. Риль. Термин фелькеркунде означает исследование народов неевропейских стран. Первое его упо- требление принадлежит немецкому историку А. Шлёцеру, который считал, что род человеческий един и что всеобщая история должна включать изучение всех народов. Этот термин употреблял также и И.Г. Гердер. До определенного времени обозначения науки термины «этнология», «этнография», «фолькскунде» и «фелькеркунде» ис- пользовались на равноправной основе, но к концу 1890-х гг., особенно после создания «Союза фолькскунде» (1890), понятия «фолькскунде» и «фелькеркунде» стали обо- значать различные н ауки.

Эволюционизм

Как и в большинстве стран, Н. э. возникла как эволюционная наука. Одним из основателей Н. э. можно считать Адольфа Бастиана (нем. Philipp Wilhelm Adolf Bastian; 1826–1905), врача по образованию и путешественника по призванию. Перу Бастиана принадлежит много работ в области этнологии, наиболее известная из которых — трехтомник «Человек в истории» (Берлин, 1860 г.). А. Бастиан стремился к естественнонаучному объяснению психологии и психологическому объяснению истории. По его мнению, каждый народ в течение своей истории обосновывал свой определенный круг идей, хотя при контактах с другими народами в него входили и новые идеи. Бас- тиан ввел в науку понятие «элементарной мысли», т. е. чего-то, что равнозначно атому в античном его понимании. Впрочем, в науке этот термин не прижился, если не считать разделение «мотива» (то же что «элементарная мысль») и «сюжета» в «Исторической поэтике» А.И. Весе- ловского. Надо отметить, что как и во всей классической Н. э., у А. Бастиана богатство фактического материала явно доминировало над теоретическими обобщениями. Наибольшее внимание учение уделяли так называемым первобытным народам. Впрочем, А. Бастиан оперировал такими новыми и прогрессивными для того времени идеями, как «единство человеческого рода», «единообразие человеческого сознания», «ум- ственный прогресс», «зависимость его от условий среды». Другой представитель этого направления Теодор Вайц (нем. Waitz; 1821–1864) был профессором Марбургского университета. Наиболее известный этнологический труд, принадлежащий его перу, — это шеститомная «Антропология естественных народов» (1858–1872)131. В названии его основного труда неслучайно употреблено понятие «антропология» — под ним он понимал то, что сейчас называют «физической антропологией» в совокупности с историей культуры. Этнографии, или этнологии, Вайц отводил более скромную роль — исследовать «племенное родство» отдельных народов и племен, т. е. разрабатывать проблемы этногенеза. Хотя сам исследователь был преимущественно кабинетным работником, он призывал к эмпирическим мето- дам исследования, которые, как он полагал, сродни методам естественных наук. Вайц в своих трудах исходил из идей единства человечества, равенства человеческих рас, выступал против упрощенных представлений о влиянии географической среды на общество.

130 См.: Крюков М.В., Зельнов И. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдис- циплины. Школы и направления. Методы. М., 1988. С. 70–74. 131 Публикацию последних двух томов закончили его ученики.

Юлиус Липперт (нем. Lippert; 1839–1909) — австрийский и немецкий историк, этнолог, религиовед. Для этнологии в первую очередь интересны его труды по истории религии, семьи и культуры («Культ душ в его отношении к древнееврейской религии», «Всеобщая история жречества», «История семьи», «История культуры»132 и др.). Последнюю из перечисленных книг Ю. Липперт начинает с того мнения, что расселение людей по земной поверхности и медленные изменения климата «послужили для че- ловека той школой, в которой развивались его способности. Постоянное упражнение в достижении новых целей увеличивало силу просветляющегося мышления, и мысль человека одержала верх над враждебными силами природы, в борьбе с которыми погибли многие виды животного царства. Проследить этот процесс в его подробностях и есть задача истории культуры»133. На примере «Истории культуры» Ю. Липперта можно показать тематику эволю- ционистской школы в Н. э. Книга состоит из трех отделов. В первом, «Забота о про- питании, одежде и жилище», рассматриваются, преимущественно на материалах первобытных народов или народов древности, вопросы материального обеспечения человеческой жизни, включая расселение людей по планете, добывание пищи, орудия труда, жилище, одежду, торговлю и т. д. Во втором отделе, «Общество: семья, собственность, правительство и суд» рассматривается институциональная структура человеческого общества. Третий отдел называется «Духовная культура: язык, культ и мифология». Здесь рассматриваются вопросы возникновения языка, письменности, счета, основы религии, культа, мифологии и проч. Как можно увидеть, организация этнографического материала достаточно стройная, но в самом тексте эмпирический материал буквально подавляет начатки теоретических обобщений. Немецкий этнографии Генрих Шурц (нем. Schurtz; 1863–1903) внес новую струю в эволюционную школу. В частности, в книге «Возрастные классы и мужские союзы» он обратил внимание на то, что уже в первобытном обществе «естественным» объеди- нениям, основанным на кровном родстве, противостоят объединения «искусственные», создаваемые на иных основах. При этом он полагал, что женщины скорее склонны к объединениям первого типа, а мужчины — второго. По его мнению, вся история человечества демонстрирует постепенный переход от «естественных» объединений к «искусственным». Он тем самым положил основу исследования возраст- ных классов, мужских и тайных союзов. Немецкий географ, этнограф и зоолог Эдуард Хан (Hahn Е.; 1856–1928) сделал существенный вклад в исследование истории возникновения производящего хозяй- ства. До его работы «Домашние животные и их отношение к хозяйству человека» (1896) сущес твовало убеждение, что хозяйственная жизнь развивалась в н аправлении «охота–скотоводство–земледелие». Автор убедительно показал, что исходным хо- зяйственным типом было собирательство дикоросов и мелких животных. Далее из этой хозяйственной формы развилось примитивное земледелие, не использующее плужного скота. Устойчивость, созданная этим типом хозяйства, позволила лучше развиться охоте и рыболовному промыслу, а также возникнуть высокоинтенсивному огородничеству и садоводс тву. По мнению Э. Хана, одомашнивание животных осуществлялось сначала не по хозяйственным, а по религиозным соображениям. Такими же соображениями он обусловливал и возникновение плужного земледелия. Это по существу означает, что возникновение скотоводства и плужного земледелия обусловлено случайными мотивами, не имеющими утилитарного характера. Заслуга Хана скорее всего заключается в том, что он поставил новые вопросы, тем самым подтолкнув развитие этнологической науки. История возникновения производящего хозяйства с его легкой руки занимает почетное место в ряду этнологической тематики. Карл Бюхер (нем. Bücher Karl; 1847–1930) — немецкий экономист, статистик, этнолог, историк. Строго говоря, причисление его к этнологам-эволюционистам весь-

132 Русский перевод книги неоднократно перииздавался, начиная с 1894, в 1902, 1904, 1923 и 2010 гг. 133 Липперт Ю. История культуры. СПб., 1894. С. 1.

ма условно, так как он был в первую очередь историком хозяйства и его работа «Воз- никновение народного хозяйства» (1893) принесла ему наибольшую известность. Во-вторых, он был исследователем социалистической направленности, в молодости близким к марксизму. Экономическая теория К. Бюхера предполагала, что экономи- ка в целом проходит три стадии развития: домашнее хозяйство, городское хозяйство, народное хозяйство. При этом часть современных ему отсталых народов он относил к «дохозяйственной стадии развития». Вот как Бюхер характеризовал «хозяйственную» и «дохозяй ственную» стадии развития. «Они (нецивилизованные народы. — Л.П.) стоят к природе ближе, чем мы… Культурный человек делает запасы; у него множество средств к сохранению и укра- шению своего существования… Нецивилизованный человек обыкновенно не делает сколько-нибудь значительных запасов. …Ему неизвестны орудия, сокращающие количество необходимого в производстве труда, неизвестно планомерное пользование временем, неизвестно упорядоченное потребление; предоставленный своим слабым человеческим силам, угрожаемый со всех сторон враждебными стихиями, он вынуж- ден каждый день сызнова завоевывать себе права на жизнь и не знает иногда, будут ли у него завтра средства хотя бы для утоления голода»134. Можно сказать, что взгляды Бюхера на возникновение народного хозяйства и на хозяйственную деят ельность доклассовых народов страдали некоторым упрощением. В частности, «делать запасы» для народов, живущих в жарком климате, весьма затруднительно. Кроме того, те народы, которые, по его мнению, находились на «дохозяйственной стадии развития», характеризуются в первую очередь гомеостатическим состоянием в отношении к природной среде. Они, как правило, регулируя собственную численность, не создают такой нагрузки на среду, которая бы препятствовала ее самовосстановлению. Другие работы по этнологии К. Бюхера менее интересны. Исключением можно считать его книгу «Работа и ритм», в которой он на большом материале рассматривает, как тяжелый и монотонный труд облегчается посредством ритмической музыки и пения (нечто вроде русской «Дубинушки»). Самое интересное в этой работе то, что, пожалуй, К. Бюхер впервые сформулировал идею «первобытного синкретизма», т. е. нерасчлененности родов деятельности наших предков. Вот что он пишет по этому поводу: «…Примитивные народы с большим рвением и большим старанием исполня- ют ту работу, которая имеет характер игры. На первом месте можно указать на пляску». К. Бюхер описывает «…деятельность, которая не есть работы, но которая по всем на- блюдениям чрезвычайно излюблена дикарями, — именно танец». В этом автор видит фундаментальное различие между «…работой культурного человека и деятельностью дикаря. Первая планомерна и методична, вторая непланомерна и порывиста»135. Эволюционное направление в Н. э. имело много последователей и эпигонов. К ним можно причислить следующих исследователей: Ю. Липс, Л. Штейн, А. Соколовский, К. Вейлэ, О. Пешель, Фр. Гельвальд, Г. Герланд, Ф. Мюллер, Г. Кунов, Э. Гроссе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: