Подраздел 7. Культура: понятие и типы. 14 страница

1311 См.: Коваль Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. М., 1994. 1312 См.: Тульвисте П. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986. 1313 См.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996; Ма- линовский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004; Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999; Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., 1999; Поланьи К. Великая трансформация: политиче- ские и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. 1314 См.: Бутинов Н.А. Американская экономическая антропология (формализм и субстанти- визм) // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. 1315 См.: Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М., 1989. 1316 См.: Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989; Шанин Т. (сост.) Вели- кий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992. 1317 См.: Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995. 1318 См.: Хайек А.Ф. Дорога к рабству. М., 1992; Он же. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2001; Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995; Бруцкус Б.Д. Советская Россия и социализм. СПб., 1995; Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990; Фридман М. Капитализм и свобо- да. Нью-Йорк, 1982; фон Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994. 1319 См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современно- го экономического человека. М., 1994.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

исследовательский интерес. Этому способствовало также изменение форм управле- ния и организации труда (возникновение менеджмента), развитие международных экономических связей, возникновение новой, постиндустриальной экономики, в которой культурные аспекты приобрели важное значение1320. Становление индустриального общества и его Э. к. осуществлялось в Западной Европе при сочетании нескольких факторов: гигантского притока ценностей, связан- ного с международной торговлей и Великими географическими открытиями; техно- логических достижений, осуществленных сначала в рамках традиционного (ремес- ленного и сельскохозяйственного), а потом мануфактурного и машинного производств; институциональных перемен, способствовавших развитию финансовых институтов, например появлению векселя и других ценных бумаг, признанию церковью банков- ского процента в качестве компенсации упущенной выгоды, и проч.1321 Наконец, становлению индустриального общества способствовал идеологический фактор, связанный с религией, — «дух капитализма». Наиболее известная концепция М. Вебера предполагает, что достижение вершин в профессиональной деятельности и внешних показателей успеха рассматривалось в протестантизме как религиозная задача, «призвание»1322. Выводы Вебера подтверж- дены современными психологическими исследованиями, связанными с изучением «мотива достижения»1323. Продолжая эту тему, О. Шпенглер видит социалистический вариант индустриального общества в «прусском духе», также связанном с христиан- ской религией. «Для англичанина и американца нравственную ценность представля- ет только цель работы: успех, деньги, богатство. …Прусская, социалистическая этика учит, что в жизни дело не в счастье, а в исполнении своего долга, в труде»1324. Социально-культурный аспект становления индустриальных обществ описыва- ется концепциями модернизации. В их основе лежит идея о том, что «…капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов — предпринимателей и рабочих — по- средством экономического отбора»1325 (курсив М. Вебера). Формируется особый тип человека индустриального общества, связанного обязательностью, дисциплиниро- ванностью, профессионализмом с другими его членами. Концепцию модернизации предложил израильский исследователь Ш. Эйзенштадт1326. Существует ряд эмпирических исследований модернизации, наиболее развер- нутое из которых проводилось в течение нескольких десятилетий в Европе, Азии, Африке и Америке американским социологом и антропологом А. Инкелесом. Наи- более важным фактором социально-психологической модернизации он считает со- циальную организацию современного типа в промышленности, сфере услуг или сельском хозяйстве1327. Согласно эмпирическим исследованиям американского со- циолога Д. Макклелланда, возможно целенаправленное формирование предприни- мательского слоя (развитие «потребности в достижении» — введенное автором по- нятие) в результате целенаправленного образования и обучения1328.

1320 См.: Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. 1321 См.: Бергер П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М., 1994; Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002; Фурсов А.И. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. М., 1991; Шиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб., 1992. 1322 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 61–307. 1323 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. I. С. 283–284. 1324 Шпенглер О. Прусская идея и социализм // Шпенглер О. Пессимизм? М., 2003. С. 179. 1325 Вебер М. Указ. соч. С. 76. 1326 См.: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение циви- лизаций. М., 1999. 1327 См.: Inkeles A. With contribution by D.H. Smith, K.A. Miller, O.K. Singh, J.G. Dowd. Exploring Indi- vidual Modernity. Р., 1983. 1328 См.: McClelland D.C., Winter D.G. Motivating Economic Achievement. Accelerating Economic De- velopment through Psychological Training. N.Y., 1960.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

Применительно к странам «периферийного капитализма» формулируются аль- тернативные теории развития и зависимости, ставящие под сомнение универсаль- ность модернизационной парадигмы1329. Общий вывод о новом (возникшем во второй половине XX в.) подходе к эконо- мике был сделан американским ученым Б. Хиггинзом: «При новом подходе экономи- стов к проблемам слаборазвитых стран становится все сложнее определить, где кончается экономика и начинается социология, социальная антропология и полити- ческая наука. Важность политического и культурологического контекстов для эконо- мического развития очевидна; экономисты, занимающиеся развивающимися стра- нами, обнаруживают, что они стали писать о таких явлениях, как связь между идео- логией и предпринимательской активностью, между уровнем грамотности и психологическими ориентациями на развитие, о влиянии сельской, общинной, со- циальной организации на экономическое развитие и т. д.»1330. Для становления и эффективного функционирования Э. к. индустриального общества, в отличие от обществ с натуральным хозяйством, необходимо использовать «внешние» ресурсы. Речь идет о «первоначальном накоплении капитала»1331, пере- качке рабочей силы из города в деревню1332, использовании внеэкономических средств принуждения (работные дома в Великобритании, рабство в США, коллективизация в СССР), империализме, колониальной зависимости, неэквивалентном обмене в постколониальную эпоху1333. В период становящегося постиндустриального общества переток ресурсов связан с межстрановыми различиями в уровне информационной емкости конечного про- дукта и принципиальной невозможностью редуцировать сложный труд к простому, т. е. заложить в конечный продукт адекватную цену воспроизводства «постиндустри- альной» рабочей силы. Поэтому любое индустриальное и «постиндустриальное» производство имеет выраженную социальную составляющую, связанную с неизбеж- ностью эксплуатации. В результате возникло и такое понятие, как самоэксплуатация, характеризующее несоответствие между рыночной ценой на труд и натуральными выгодами домашнего хозяйства. Развивается родственная концепция «экономики бедности». В индустриальной и постиндустриальной Э. к. человек становится звеном техно- логической цепочки, будь он оператором в системе «машина — человек» или менед- жером крупной фирмы. Отсюда возникает проблема отчуждения труда1334. Экономи- ка индустриальных обществ основана на тиражировании образцов, что составляет основные затраты на создание товара (товарная экономика). Поэтому экономическая динамика, включая экономические кризисы, во многом определяется циклом жизни товара1335. В «постиндустриальных» обществах основные затраты направлены на создание новых образцов («экономика знания»)1336. Хозяйственная жизнь всех со- временных обществ основана на разделении труда между представителями различных профессий1337.

1329 См.: Окунева Л.С. Политическая мысль современной Бразилии: теории развития, модерниза- ции, демократии. М., 1994. 1330 Старостин Б.С. Методология изучения развивающихся стран в современной буржуазной со- циологии // Вопросы философии. 1974. № 2. С. 147–148. 1331 См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857–1861 гг. М., 1980. Ч. I-II. С. 452–466. 1332 См.: Онищук С.В. Исторические типы общественного воспроизводства: политэкономия миро- вого исторического процесса. М., 1995. 1333 См.: Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945–1990. М., 1994. 1334 См.: Кузьминов Я.И., Набиуллина Э.С., Радаев В.В., Субботина Т. П. Отчуждение труда. История и современность. М., 1989. 1335 См.: Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. 1336 См.: Дракер П. Посткапиталистическое общество // Иноземцев В.Л. (ред.) Новая постинду- стриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 70–100; Гильбо Е. Конец Золотого миллиарда // Российская Федерация. 2004. № 16. 1337 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономиче- ской классики. М., 1991. Т. 1. С. 83–97.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

Типы экономической культуры

Приведем краткую характеристику некоторых типов Э. к. Если в экономике индустриального общества выделяются макроэкономика и микроэкономика, то в Э. к. тоже можно выделить хозяйственную культуру и производственную культуру. Хозяйственная культура реализуется на уровне социума в целом. Эта категория описывает различия между вариантами экономической модели индустриального общества, включая принципы взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Производственная культура реализуется на уровне субъектов экономики (т. е. в рам- ках экономической практики хозяйствующих субъектов). Хозяйственную культуру можно определить как часть Э. к., отражающую специ- фику институциональной и нормативной базы индустриального общества, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением различных благ и услуг, а производственную — как присущие экономическим субъектам индустриального общества характеристики трудовой деятельности, включая особенности рабочей силы и управления (достаточно комплексное описание данной культуры дано Заруби- ной Н.Н.1338). К производственной культуре непосредственно примыкает организационная и экономическая культуры, которые мы рассмотрим отдельно.

Хозяйственная культура Хозяйственная культурная модель современного западного «капиталистическо- го» общества, созданного после Второй мировой войны1339, описывается рядом по- нятий. Важнейшее из них — собственность, которую еще древнеримские юристы «расщепили» на составляющие части: право на пользование, распоряжение, владение. Основными выступают различные варианты частной собственности (включая кор- поративные и смешанные формы) и государственной собственности. Как государ- ственное, так и частное предпринимательство объединяет факторы производства: рабочую силу, технологии, сырье, деньги, информацию. Основные субъекты экономики имеют особые, часто не совпадающие друг с другом цели. Бизнес, удовлетворяя общественные потребности в благах и услугах, стремится к получению прибыли, которая возникает, как правило, за счет «добавоч- ного количества труда»1340. Отмечается «стремление каждого капиталиста извлекать свои фонды из менее прибыльного и помещать в более прибыльное дело», что спо- собствует установлению «естественной цены» товаров1341. Считается, что мелкий бизнес более склонен к инновационной активности, а крупный — к поддержанию социальной стабильности в обществе. Стоимостная оценка бизнеса осуществляется на фондовом рынке (курс ценных бумаг), нередко порождая спекуляции. Традици- онно развитие бизнеса осуществляется за счет банковского кредита. Домохозяйства — основные потребители производимых благ и услуг. Их «сфера ответственности» — рекреация и начальные формы социализации. «Третий сектор» (некоммерческие организации) создает на безвозмездной основе блага и услуги, в которых общество нуждается, но которые не приносят прибыли для бизнеса и не входят в сферу ответ- ственности государства. Варианты хозяйственной культуры чаще всего связаны с экономической ролью государства (государственной экономической политикой). Здесь не рассматривают- ся многие важные институты современного индустриального и зарождающегося «постиндустриального» общества, которые в реальной системе экономических связей играют подчиненную роль.

1338 См.: там же. 1339 См.: Ван дер Вее. Указ. соч. 1340 Смит А. Указ. соч. М., 1991. С. 120. 1341 См.: Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Антология эконо- мической классики. М., 1991. Т. 1. С. 448.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

Хозяйственная культура всех индустриальных и «постиндустриальных» стран различается реальным и идеологическим «весом» того или иного элемента. Так, в США чаще всего декларируется ценность «маленького государства», свободы пред- принимательства и торговли, ухода государства из экономики, личной ответствен- ности граждан и т. д. Но это не совмещается с отрицательным сальдо во внешней торговле, широкими социальными программами и особенно с бюджетным дефицитом, указывающим на активную роль государства. Этот отход от «культурной модели» компенсируется ролью доллара как важнейшей мировой резервной валюты. Нередко в одном и том же обществе сосуществуют взаимоисключающие идеологии — или усиления1342, или уменьшения степени государственного вмешательства в экономи- ку1343. Сейчас экономические функции государства исследователи преимущественно склонны недооценивать, сводя их к обязанностям «ночного сторожа», хотя еще Дж.М. Кейнс сделал вывод «о неспособности рыночной экономики к саморазвитию, необ- ходимости активного государственного воздействия»1344. Между тем в индустриальной экономической модели функции государства выходят за рамки установления «правил игры». Оно может инициировать или развивать инновационные проекты. «…Дина- мичные сектора экономики в очень большой степени полагаются на обширный госу- дарственный сектор, который служит для того, чтобы социализировать затраты и риски, при этом приватизируя прибыль…»1345. В случаях кризисов государство, как правило, переходит в режим «мобилизационной экономики», существенно ограни- чивая права частной собственности. Со времен Отто фон Бисмарка государство проводит социальную политику, стремясь к приросту человеческого и социального капитала, нередко включая и со- держание неимущих, что тормозит процессы социального расслоения и ведет к об- разованию слоя среднего класса. Реформы, осуществленные в Германии Л. Эрхардом, привели к созданию «государства всеобщего благосостояния»1346. Государство осу- ществляет меры по защите экологии. Оно стремится к нераспространению серой (уход от уплаты налогов) и черной (оборот запрещенных товаров: наркотиков, оружия и т. д.) экономики. Важной функцией стимулирования бизнеса является государственный, в том числе военный, заказ. Государство может осуществлять федеральную интервенцию с целью улучшения ситуации в отдельных отраслях или регионах. Оно также форми- рует резервы для разрешения непредвиденных ситуаций. В определенных случаях государство может проводить политику национализации или приватизации. Внешнеэкономическая деятельность обычно комбинирует идеи фритредерства (свободы торговли) и протекционизма (предоставление преимуществ отечественно- му производителю). В обоих случаях — на благо экономики данной страны. При по- мощи этих механизмов государство, как правило, стремится к уменьшению отрица- тельного сальдо во внешней торговле. Ориентация экономики на экспорт товаров высокой переработки ведет к повышению занятости. Случаи экономической автаркии редки и имеют вынужденный характер. Индустриальная хозяйственная культура чаще всего базируется на рыночных отношениях, при которых происходит купля-продажа не только потребительских товаров и услуг, но и факторов производства с целью получения прибыли. Считается, что «невидимая рука рынка» (А. Смит) определяет цены всех товаров, но это далеко

1342 См.: Кругман П. Великая ложь. М., 2004. 1343 См.: Бьюкенен П. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейганов- ской революции и повлияли на президента Буша. М., 2006. 1344 См.: Васильев В.П. Экономика и социология: взаимодействие областей знания // Личность. Культура. Общество. М., 2003. Вып. 1–2. С. 92; Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и де- нег // Антология экономической классики. М., 1992. Т. 2; Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М., 1993; Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. С. 417–431. 1345 Хомский Н. О природе и языке. М., 2005. С. 250–251. 1346 См.: Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

не так. Как правило, государство определяет цену денег, по крайней мере на внутрен- нем рынке, за счет величины процентной ставки (ставки рефинансирования) Центро- банка, централизованных закупок валюты, а также путем снижения или повышения курса национальной валюты (с середины 1970-х гг., когда были введены плавающие курсы для конвертируемых валют). Понятно, что малая цена денег ведет к росту де- ловой активности. Чаще всего государство определяет и цену рабочей силы — за счет минимальной зарплаты или ставки минимальной почасовой оплаты труда, а также регулирования внешней трудовой миграции. Уменьшение цены рабочей силы вы- годно бизнесу. Впрочем, цена рабочей силы варьируется и за счет мобильности на рынке труда, что способствует, вероятно, также росту управляемости в рамках кон- кретного бизнеса1347. Нередко рыночные механизмы ценообразования играют подчиненную роль в торговле и другими редкими или дефицитными товарами, например энергоносите- лями. Воздействие государства на рынки проявляется в отношении к инфляции, ко- торая в классическом варианте вызывается превышением денежной массы над то- варной1348. В этом случае обычно применяются меры или для уменьшения денежной массы, или для уменьшения скорости оборота денег. Важнейшую хозяйственную роль играет государственный бюджет, за счет ко- торого осуществляются все основные государственные расходы. Их структура харак- теризует принятую линию государственной экономической политики. Доходы бюд- жета формируются, как правило, из нескольких источников: налогов на прибыль (бизнес); налогов на доход (домохозяйства); дохода и прибыли государственных пред- приятий; других платежей государству (например, таможенные и иные сборы). В настоящее время бюджет формируется в первую очередь за счет подоходного налога, что определяет повышенную ответственность государства перед налогопла- тельщиком. В идеале расходы бюджета должны соответствовать его доходам, однако бюджетный дефицит может компенсироваться или заимствованиями на финансовых рынках, или дополнительной эмиссией национальной валюты. Важными понятиями выступают монополия и конкуренция. Государство стремит- ся ограничить монополию и перейти к конкурентным отношениям, что, как полагают, способствует снижению потребительских цен и продвижению на рынки более каче- ственных товаров. Развивается антимонопольное законодательство. Естественные монополии чаще всего находятся под непосредственным государственным контролем. Вариантами монополии, особенно в международной торговле, бывают случаи рынка продавца и рынка покупателя. В этих случаях стремятся диверсифицировать между- народные экономические связи. Хозяйственная культура «постиндустриального» общества еще только развива- ется, и о ней трудно сказать нечто определенное (см. работы Дж. Гэлбрейта, Э. Тоф- флера, Д. Белла, М. Кастельса, а также антологию трудов ведущих специалистов, изданную под редакцией В. Иноземцева). Вероятно, важнейшим продуктом и соб- ственностью недалекого будущего станет интеллектуальный (информационный), что уже сейчас порождает ажиотаж вокруг соблюдения авторского и патентного права. В настоящее время приблизительно 1/7 часть всего человечества начинает по- лучать основные доходы и развиваться за счет сферы услуг и обращения, т. е. эти доходы замещают поступления от сферы производства1349. «Новая экономика» харак- теризуется возрастающей ролью финансового капитала. Увеличивается роль заем- ного капитала по отношению к банковскому кредиту — в связи с ростом личных сбережений у некоторых групп граждан. Эти средства поступают на финансовые рынки непосредственно или через пенсионные и другие инвестиционные фонды. При этом происходит интернационализация финансового капитала за счет значи-

1347 См.: Грановеттер М. Социологический и экономический подходы к анализу рынка труда (социально-структурный взгляд) // Личность. Культура. Общество. 2005. Вып. 4. С. 23–36. 1348 См.: Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. М., 1991. 1349 См.: Лунев С., Широков Г. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., 2001. С. 54.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

тельного увеличения роли нерезидентов в операциях с ценными бумагами. Электро- низация ими торговли становится важным институтом. В результате уменьшается роль национальных правил в финансовых операциях. Происходит «расщепление» собственности — и ответственности собственника. Растет спекулятивная составляю- щая финансового капитала, в том числе и за счет склонности мелких держателей ценных бумаг к панике. Возникает соблазн манипулировать рыночной стоимостью активов. Финансовые рынки становятся более подвержены колебаниям, и возникают угрозы региональных кризисов1350. Уже несколько десятилетий идут встречные процессы: трудовая миграция в раз- витые страны1351 — и вынос из них производств в страны развивающиеся, где дешевая рабочая сила и неразвитое трудовое законодательство1352. Одновременно наблюдает- ся концентрация в тех отраслях, которые невозможно или невыгодно выносить за рубеж: нефтяная и газовая отрасли, снабжение, телекоммуникации, химическая и фармацевтическая промышленность, розничная торговля, банки, страховые компа- нии1353. Это объясняется потребностью снизить издержки и потребительские цены, а также необходимостью постоянно увеличивать затраты на опытно-конструкторские работы. «…Интернационализация хозяйственной жизни дает финансовым институ- там… гораздо больше прибыли и влияния, чем деятельность в промышленности…», что позволяет развитым государствам «…как экономить на первоначальных капита- ловложениях, так и закупать продукцию по монопольно низким ценам»1354. В резуль- тате происходит деиндустриализация развитых стран; уменьшается роль государ- ственных экономических регуляторов; падает социальная ответственность бизнеса (он перерастает «национальные формы»); государства стремятся значительно умень- шить объем социальных гарантий1355. В некоторых концепциях глобальная социальная структура недалекого будущего видится как деление жителей планеты на «мировой город» и «мировую деревню»1356, что равнозначно преимущественной занятости в сферах информационного или материального производства. Формируются новый тип разделения труда и новые элиты, названные «нетократией»1357.

Производственная культура Производственная культура описывается группой концепций, освещающих раз- личные ее стороны. В массе своей исследования данной культуры сосредоточены на двух объектах: на качествах работника и на характеристиках управления, хотя между двумя направлениями нет четких границ (можно говорить о персоналистских и организационных концепциях). Некоторые из персоналистских концепций пытаются выявить культурные при- чины выбора работником позиции на рынке труда. По преимуществу это исследова- тельское направление оперирует понятиями «профессиональный престиж» и «мотив достижения». Авторы апеллируют к культурным паттернам, сформированным на базе этнической культуры или конфессиональной принадлежности1358. Исследуются

1350 См.: Липп Э.-М. Международные потоки капитала. Размах и динамика // Internationale Politik. Глобальные финансовые потоки. М., 2000. Июнь, № 6. С. 14–24. 1351 См.: Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX сто- летия. М., 1997. 1352 См.: Castells M. The Political Economy of High Technology. Berceley, 1989. 1353 См.: Липп Э.-М. Указ. соч. С. 20. 1354 См.: Лунев С., Широков Г. Указ. соч. С. 55. 1355 См.: Сумленный С. Оперируйте себя сами // Эксперт. 2006. № 20. 1356 См.: Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005. 1357 См.: Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004. 1358 См.: Inkeles A., Rossi P.H. National Comparisons of Occupational Prestige // American Journal of So- ciology. 1951. Vol. 61; Haller A.O. Variations in Occupational Prestige Hierarchies: Brazilian Data // American Journal of Sociology. 1972. Vol. 77. № 5; Stryker R. Religio-Ethnic Effects on Attainments in the early Carees // American Sociological Review. 1981. Vol. 46. № 2.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

также основные ценности персонала организаций, принадлежащих к различным культурам (см. ценностные различия между персоналом китайских, исламских и американских организаций1359). Одновременно предпринимаются попытки обобщения этого достаточно разно- родного эмпирического опыта. В первую очередь следует указать на работы М. Хех- тера, посвященные «культурному разделению труда» и «внутреннему колониализму»1360. Автор пытался показать, что в многонациональных сообществах занятость не явля- ется универсальной категорией, а зависит от культурных особенностей участников рынка труда. При этом в ряде случаев действия властных элит ведут к консервации «этнической занятости». Автор указал на связь между такими категориями, как «культурное раз- деление труда» и «этнократизм» (в его терминологии — «внутренний колониализм»). С проблемой меньшинств связаны два развивающихся направления: изучение этни- ческого предпринимательства и торговых меньшинств. Первым понятием описыва- ется модель, при которой производитель создает товары и услуги для собственной этнической группы. Вторым понятием фиксируется ситуация, когда роль торгового посредника выполняют иноэтничные группы1361. В СССР и Российской Федерации исследования производственной культуры развиваются в рамках специальной научной отрасли — этноэкономики. Она возник- ла в начале 1980-х гг. в рамках этносоциологических исследований1362 и развивается в настоящее время1363. Формирование этноэкономики связано с исключительной многонациональностью СССР и России: «…Как показывает практика организации хозяйственной деятельности в полиэтнических регионах, на уровне мезоэкономики (это “отраслевая, межотраслевая, корпоративная, региональная формы организации хозяйственной деятельности”. — Авт.) существует еще один сегмент хозяйственной деятельности… — этноэкономика. Этноэкономика является существенной частью “экономической ткани” переходных обществ, имеющих сложную полиэтническую структуру»1364. Особенность этноэкономики состоит в том, что она делает акцент на этнических вариантах производственной культуры и на их адаптации к государствен- ной экономической политике. Сейчас формируется новый подход к ожидаемым от работника качествам трудо- вой культуры, связанным с поощрением творческой способности, креативности работника. Настоящее время характеризуется «…возрастанием креативности в каче- стве определяющей черты экономической жизни». При этом «креативность предпо- лагает определенные типы мышления и характера, которые необходимо культивиро- вать как на индивидуальном уровне, так и в обществе, окружающем человека. Соот- ветственно, креативный этос проникает повсюду, от профессиональной культуры до общечеловеческих ценностей и сообществ…»1365. Креативность предлагает человеку выйти за те ролевые рамки, которые навязаны ему обществом. Но пока эта новая персональная позиция находится в стадии зарождения. По мнению теоретика «креа-

1359 См.: Шкаратан О.И., Перепелкин Л.С. Этнокультурные особенности и производственное по- ведение рабочих // Рабочий класс в мировом революционном процессе. М., 1989. С. 78. 1360 См.: Hechter M. Internal Colonialism: The Celtic Fringle in British National Development 1536– 1966. L., 1975; Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985. 1361 См.: Дятлов В.И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Бо- гом? М., 1996; Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфлик- та? М., 2000. 1362 См.: Шкаратан О.И. (ред.) НТР и национальные процессы. М., 1987; Шкаратан О.И., Перепел- кин Л.С. Экономический рост и национальное развитие // Экономика и организация промышленного производства. 1988. № 10; Шкаратан О.И., Перепелкин Л.С. Этнокультурные особенности и производ- ственное поведение рабочих // Рабочий класс в мировом революционном процессе. М., 1989; Пере- пелкин Л.С. Русский рабочий и современной производство // Мир России. 1994. № 2. 1363 См.: Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Этноэкономика в модернизационной парадигме раз- вития национального хозяйства: ресурсы устойчивости и резервы адаптивности. Ростов н/Д, 2004. 1364 Там же. С. 7. 1365 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005. С. 35–36.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: