Обычно пусковой реостат подбирают с таким расчетом, чтобы он уменьшал пусковой ток до значения (1,5 2,0) Iн, что приводит к экономии материалов при изготовлении сопротивления реостата, а также к улучшению условий пуска.
В установившемся режиме вращающий момент, развиваемый на валу двигателя, уравновешивается статическим моментом. При изменении нагрузки нарушается равновесие моментов, и для его восстановления изменяется и вращающий момент двигателя. Например, при увеличении нагрузки скорость вращения якоря двигателя уменьшается, это вызовет снижение противо-э. д. с. двигателя, а так как ток якоря , то при уменьшении противо-э. д. с. он увеличится, что станет причиной соответствующего возрастания вращающего момента двигателя. Наоборот, при уменьшении нагрузки двигателя скорость вращения якоря двигателя увеличится, противо-э. д. с. возрастет, что вызовет уменьшение тока якоря и соответственно вращающего момента двигателя.
Таким образом, противо-э. д. с. является регулятором потребления тока двигателя.