double arrow

Государственные и негосударственные предприятия и учреждения.


 

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.Основу этой деятельности составляет его имущество.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила (в частности, только они могут производить оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п., т.е.- предметы разрешительной системы).

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Выделяют несколько видовпредприятий:

1. Государственные предприятия (общефедеральные), в том числе казённые , унитарные.

2. Государственные предприятия субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные предприятия.

4. Негосударственные предприятия, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

5. Объединения предприятий: концерны, союзы, ассоциации и др.

Государственные предприятия –это собственность государства. К ведению государственных органов относится:




- создание государственных предприятий;

- определение целей их деятельности, а также их размещение;

- утверждение устава;

- управление предприятиями;

- назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

- доведение до них государственных заказов на продукцию;

- реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казённых предприятий (ст.115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают большой оперативной производственной самостоятельностью (планирование, заключение договоров и др.). Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам.

Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казённые предприятия, основанные на праве оперативного управления.Казённые предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Они являются казёнными предприятиями и действуют на праве оперативного управления. Их хозяйственная самостоятельность значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.



Правительством РФ 12 августа 1994 г. был утвержден Типовой устав казённого завода, который определяет цели и предмет его деятельности; имущество, являющееся федеральной собственностью; систему управления (директор, назначаемый уполномоченным Правительством органом, утверждающим устав завода, заместители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учёта, отчётности и контроля за деятельность завода. Ликвидация и реорганизация казённого завода осуществляется по решению Правительства.

Согласно постановлению Правительства от 6 октября 1994 г., производственно-хозяйственная деятельность казённого завода (фабрики, хозяйства) осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Распоряжение имуществом, находящимся в его оперативном управлении, завод вправе осуществлять только с согласия уполномоченного органа исполнительной власти. Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие банкротства на казённые предприятия не распространяются (ст.61 ГК).

Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, осуществляют исполнительные органы этих субъектов.



Особенностью административно-правового статусанегосударственных предприятийявляется то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления.

Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Порядок образования и ликвидации предприятий, регламентируется законодательством. Учредительным документом таких предприятий является Устав, который утверждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий производится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать либо по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.

 

Учреждения– это организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.; аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения можно разделить на три вида:

1. Учреждения-аппараты органов государственной власти.

2. Социально-культурные учреждения (учебные заведения, учреждения здравоохранения; культуры и др.).

3. Негосударственные социально-культурные и иные учреждения.

Учреждения подразделяются на видыпо разным основаниям:

- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общегосударственные, субъектов РФ, местные (муниципальные);

- по характеру и сфере деятельности: образования (школы, вузы и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами административного, гражданского и трудового права.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:

- государственную регистрацию учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчётности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

 

Муниципальные предприятия и учреждения.Их правовое положение, взаимоотношение с органами исполнительной власти определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., Указом Президента РФ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ» от 15 октября 1999 г. и другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчёты об их деятельности.

Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены:

- государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

- получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определённые виды деятельности;

- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельности предприятий;

- обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности;

- представление государственным органам соответствующей информации;

- обязанность соблюдать законодательство и др.

 







Сейчас читают про: