Основные положения стратегии кадрового обеспечения государственной службы формулируются в концепции кадровой политики в государственной службе (концепции государственной кадровой политики в государственной службе), которая является научно-теоретическим фундаментом управленческой деятельности в кадровой сфере.
Основные черты кадровой политики в государственной службе
Перспективы развития кадрового корпуса государственных служащих в условиях правового демократического федеративного государства, потребность в демократизации и демонополизации работы с кадрами позволяют определить сущность новой кадровой политики в государственной службе. Она должна быть:
— научно обоснованной, созидательной, учитывающей потребности государства в кадрах в переходный период, но в то же время определяющей последовательность решения стратегических задач.
Кадровая политика должна быть ориентирована на:
· возрождение и устойчивое развитие России, на привлечение к государственной и муниципальной службе людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими созидательными устремлениями и мотивами; —
· комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых вопросов (экономические, социальные, политические, нравственные, социально-психологические и др.); —
· единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной, отраслевой), охватывающей весь кадровый корпус, многие кадровые процессы при различной степени государственного воздействия на них; —
· перспективной, имеющей упреждающий и опережающий характер, рассчитанной на формирование кадров первой четверти XXI в. с учетом социального прогресса, в том числе изменения содержания и характера труда государственных служащих; —
· гласной, демократической по целям, социальной базе и ме ханизму решения кадровых проблем, социально справедливой по содержанию; —
· духовно-нравственной, воспитывающей в каждом государсвенном служащем человеколюбие, честность и гражданскую ответственность за порученное дело и личное поведение, готовность и способность к общественному и государственному служению; —
· правовой, осуществляемой в рамках и на основе закона, со сдающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.
Билет №11
Вопрос 1 Общие положения (гражданское право в системе российского права; источники гражданского права
Прежде всего, под ГП понимают отрасль российского частного права, т.к. в этом смысле оно выступает совокупностью правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Источники ГП – форма выражения гражданско-правовых норм.
Источники ГП— нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Источники любого права подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся Конституция РФ, ФКЗ (2/3 ГД; ¾ СФ), ФЗ (50% + 1), Законы субъектов РФ. К подзаконным актам относятся указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств.
Источники ГП делятся на правовые акты и обычаи. Господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. К Н-П актам относятся законы и подзаконные акты, содержащие нормы ГП. Все нормативные акты в зависимости от юридической силы расположены по определённой строго иерархичной системе. Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства.
Законы — это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной процедуры. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к ведению РФ, либо совместному ведению РФ и ее субъектов Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.
Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий.
Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента.
Обычай — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ч. 1 ГК РФ).
Гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ.
Основными источниками ГП являются:
1) Конституция РФ (ст.72)
2) Нормы международных договоров
- Часть первая была принята 30 ноября 1994г. Она регулирует базовые универсальные принципы гражданского права.
- Часть вторая от 26 января 1996г. – регулирует отдельные виды обязательств.
- Часть третья от 26 ноября 2001г. – регулирует вопросы наследственного и коллизионного права.
- Часть четвёртая от 18 декабря 2006г. – регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) от 7 марта 2001г.
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1994г.
3) ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г.
ФЗ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г.
4) Обычай (ст. 5 ГК РФ)
Вопрос 2.конкурсная система кадрового обеспечения государственной гражданской службы и муниципальной службы РФ
Задача 3
Аккредитация-Оценка-Мониторинг | |||||||
Аккредитация | Оценка условий труда | ||||||
Производственный контроль | Социльно-гигиенический мониторинг | ||||||
Гигиеническое нормирование | |||||||
Общие методические подходы | Световая среда | ||||||
Химический фактор АПФД (пыль) | Электромагнитные поля и излучения | ||||||
Биологический фактор | Ионизирующее излучение | ||||||
Виброакустические факторы | Аэроионный состав воздуха | ||||||
Микроклимат | Тяжесть и напряженность труда | ||||||
Тех. Процессы, материалы, оборудование | С33. Отходы потребления | ||||||
Оздоровление условий труда | |||||||
Билет №12
Вопрос 1 гражданские правоотношения; граждане как субъекты гражданского права; юридические лица;
Гражданское правоотношение – это урегулированное нормами ГП фактическое общественное отношение, участниками которого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей.
Особенности гражданских правоотношений:
1) самостоятельность, имущественная обособленность и юр. равенство сторон;
2) основные юр. факты, ведущие к возникновению гражданского правоотношения – это сделки, акты свободного волеизъявления всех участников правоотношений;
3) свобода договора, т.е. возможность самостоятельно определять данное содержание правоотношений;
4) имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей;
5) преимущественно судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.
Структура гражданского правоотношения:
- субъект,
- объект,
- содержание.
Субъект – лица, обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении. (любые субъекты ГП – физ. лица, юр. лица, в том числе РФ, субъекты РФ и МО).
Участник гражданских правоотношений, наделённый правом, называется управомоченным лицом, а участник, несущий обязанности – обязанным лицом, т.е. лицо, обладающее правом называется кредитором, а обязанное лицо является должником.
Для полноценного участия в гражданском обороте, физ. лица должны обладать гражданкой правосубъектностью, которая состоит из гражданской правоспособности и дееспособности.
Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, обязанностями и свободами.
Гражданин (физическое лицо) как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. К таким признакам и свойствам относятся: имя, гражданство, возраст, семейное положение,пол, состояние здоровья.
Гражданская правоспособность – признаваемая правом возможность лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Гражданская правоспособность возникает в момент рождения и прекращается в момент смерти гражданина.
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Юр. лица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права. Юридически они существуют с момента внесения о них записи в гос. реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ).
Юр. лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Признаки юр. лица:
1) принцип организационного единства – наличие определённой внутренней структуры организации, т.е. наличие системы органов управления и структурных подразделений;
2) имущественной обособленности юр. лица – наличие у юр. лица имущества на праве собственности, либо на праве ограниченного вещного права, либо хоз. ведения или оперативного управления. Первоначальным стартовым имуществом юр. лица является уставный капитал (складочный капитал, паевой фонд или уставный фонд). Формируется такой капитал за счет вкладов учредителей. Внешним выражением самостоятельности юр. лица является то, что оно имеет самостоятельный баланс, а учреждения имеют смету.;
3) самостоятельной имущественной ответственности;
4) выступление юр. лица в гражданском обороте и в суде от своего имени – юр. лицо индивидуализируется по средствам наименования и местоположению.
Функции:
- оформление коллективных интересов,
- объединение капиталов,
- ограничение предпринимательского риска,
· Юр. лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юр. лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Правоспособность юр. лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
· Юр. лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юр. лица определяется законом и учредительными документами.
В предусмотренных законом случаях юр. лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Реорганизация – способ прекращения существующих юр. лиц с одновременным образованием новых юр. лиц, а также переходом прав и обязанностей к вновь возникшему юр. лицу в порядке универсального правопреемства.
Существует 5 способов реорганизации:
1) слияние – создание нового юр. лица с передачей прав и обязанностей 2-ух или нескольких юр. лиц и прекращение последних;
2) присоединение – вливание одного юр. лица в другое;
3) преобразование – изменение организационно-правовой формы юр. лица;
4) разделение – это возникновение вместо одного старого юр. лица нескольких новых;
5) выделение – это выделение из юр. лица нового юр. лица без прекращения старого.
Если юр. лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть признано несостоятельным (банкротом), что повлечет его ликвидацию.
Решение о признании банкротом может быть принято судом и самими юр. лицами совместно с кредиторами.
Признаки несостоятельности (банкротства):
- наличие денежного обязательства должника долгового характера;
- неспособность юр. лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3-ех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Вопрос 2 аттестация кадров органов государственного и муниципального управления
Аттестация - это плановый процесс проверки квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности. Ее обязательный характер создает для государственного и муниципального служащего хорошую возможность вне зависимости от субъективного мнения кого бы то ни было подтвердить свои профессиональные качества, продемонстрировать руководству организации деловой потенциал, и тем самым обеспечить себе возможность для дальнейшего служебного роста, перевода на другой, более интересный, участок работы и т.д.
Главная цель аттестации государственных и муниципальных служащих - совершенствование деятельности органов и подразделений, органов Государственного и муниципального управления по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной и муниципальной службы.
Аттестация представляет довольно сложный процесс с установленным определенным порядком ее проведения, предусматривающим следующую последовательность событий:
1. Принимается решение (устное, неформальное) руководителем или издается приказ (распоряжение) вышестоящей организации, обязывающий принять решение о проведении аттестации руководителей и специалистов данной организации в конкретный срок.
2. Готовится пакет документов, регламентирующих предстоящую аттестацию (приказ (распоряжение) о проведении, список аттестуемых, отзывы о них, состав аттестационной комиссии, график ее работы, график проведения аттестации, положение об аттестации).
3. Документам из этого пакета придается юридическая сила, т.е. издается приказ (распоряжение) с приложениями.
4. Проводится аттестация в соответствии с требованиями документов.
5. Издается приказ (распоряжение) по итогам аттестации.
6. Принимаются меры в соответствии с данным приказом.
В целом все вышеназванные события могут быть условно объединены в три последовательные этапа: подготовка, проведение, подведение итогов аттестации.
В ходе первого этапа аттестационного процесса не позднее чем за три недели до заседания аттестационной комиссии кадровыми службами доводятся до руководителей и сотрудников бланки оценки (самооценки) профессиональных и личностных качеств государственных служащих.
Оценка государственного служащего производится в соответствии с пунктом 9
Руководитель подразделения на основании произведенной оценки государственного служащего готовит на него отзыв по установленной форме и проводит беседу с сотрудником, ознакамливает его с данной ему оценкой и отзывом под роспись. Государственный служащий при своем несогласии с данной оценкой и отзывом может сделать в отзыве соответствующую запись. Отзыв на государственного служащего вместе с заполненными бланками оценки (самооценки) не позднее, чем за две недели до проведения заседания аттестационной комиссии представляются в главное управление государственной и муниципальной службы, организационной и кадровой работы Администрации области или соответствующую кадровую службу областного органа исполнительной власти.
Кадровая служба (при необходимости с привлечением независимых экспертов) внимательно изучает представленные аттестационные материала (особенно при наличии значительных расхождений в оценке сотрудника) и готовит предложения аттестационной комиссии о признании сотрудника соответствующим (несоответствующим) занимаемой государственной должности, а также рекомендации по его дальнейшему использованию (направление на повышение квалификации, на профессиональную переподготовку, на повышение (понижение) в должности, перемещение на другую равнозначную должность, увольнение)
Вторым этапом аттестации является заседание аттестационной комиссии соответствующего государственного органа. Заседание комиссии проводится в соответствии с пунктами 8-13 Положения об аттестации государственных служащих в Администрации Ростовской области. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого служащего и руководителя соответствующего структурного подразделения. В процессе аттестации аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения государственного служащего и в случае необходимости непосредственного руководителя о его служебной деятельности. В случае неявки служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин она может провести аттестацию в его отсутствие.
По окончании аттестации служащего аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:
- соответствует замещаемой государственной должности,
- соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности, с повторной аттестацией через год;
- не соответствует замещаемой государственной должности.
Руководитель государственного органа с учетом результатов аттестации вправе принять решение:
- о повышении государственного служащего в должности;
- о присвоении государственному служащему в установленном порядке очередного квалификационного разряда (классного чина);
- об увеличении или уменьшении государственному служащему надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы);
- о включении государственного служащего в резерв и т.п.
Результаты аттестации могут также служить основанием для признания служащего не соответствующим замещаемой должности и принятия решения о направлении его на повышение квалификации или понижении в должности.
Задача №3
12. Какой способ когнитивной актуализации представлен в данном отрывке? «Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями… Таким образом, менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других».
Задачи | Методы |
1.Подбор кадров | -оценка личных качеств претендентов -оценка квалификации претендентов |
2.Определение степени соответствия занимаемой должности | -переаттестация работников -анализ рациональности расстановки кадров -оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей -оценка после стажировки испытательного срока |
3.Улучшение использования кадров | -определение степени загрузки работников, использования в соответствии с квалификацией -совершенствования организации управленческого труда |
4.Выяснение вклада работников в результаты организации | -организация поощрения работников -установленные меры взыскания |
5.Продвижение работников, необходимость повышения квалификации | -прогнозирование продвижения по службе работников -формирование резерва на выдвижение -отбор на выполнение ответственных заданий -необходимость повышения квалификации и ее направленность -разработка программ повышения квалификации работников управления -оценка эффективности обучения и повышения квалификации. |
6.Улучшение структуры аппарата управления | -Обоснование численности аппарата управления специалистов и служащих в подразделении -проверка нормативов численности -обоснование структуры кадров по должностям, уровню квалификации -разработка и уточнение должностных инструкций. |
7.Совершенствование управления | -Совершенствование стиля и методов управления -повышение ответственности работников -укрепление взаимосвязи руководителей и подчененных. |
Билет № 13
Вопрос 1 государство и государственные образования как субъекты гражданского права.
РФ, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юр. лицами.
К субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
РФ, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юр. лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в гос. или мун. собственности.
РФ не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.
Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.
Особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юр. лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
Вопрос 2 государственная кадровая политика система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих РФ;
Одним из приоритетных направлений кадрового обеспечения государственного и муниципального управления является создание новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих как составной части системы образования в Российской Федерации. Это находит свое отражение в активно формирующейся государственной образовательной политике, которая органически связана с государственной кадровой политикой.
Становление государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих идет на основе и в рамках Закона "Об образовании" с учетом специфики условий и потребностей его реализации в сфере государственной и муниципальной службы.
Образовательная система для кадрового обеспечения государственного и муниципального управления должна отвечать основным требованиям.
Во-первых, ориентироваться на целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в соответствии с кадровым законом органов государственной власти и управления всех уровней, быть сопряженной с системой государственной аттестации и продвижения по иерархическим ступеням государственной и муниципальной службы.
Во-вторых, реализовывать широкий спектр профессиональных образовательных программ в зависимости от базового образования, опыта работы и результатов входного тестирования обучения с целью эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих различных уровней управления (руководители и специалисты различных рангов) и сфер деятельности (органы исполнительной и законодательной власти, экономики, социальной сферы и т.д.).
В-третьих, иметь гибкие формы образовательного процесса (с отрывом и без отрыва от основной деятельности, путем сочетания этих форм), обеспечивать возможность распределенного по времени получения образования (блочно-модульный принцип).
В-четвертых, располагать развитой сетью образовательных учреждений с учетом потребностей федеральных и региональных органов власти и управления, а также необходимой инфраструктурой, обеспечивающей интеграцию научно-педагогического потенциала в масштабах страны и регионов.
В-пятых, обладать внутренним научным потенциалом, обеспечивающим необходимый уровень научных, методических и социологических исследований в области государственного строительства, современного федерализма, экономики, политоло-гии и социологии, технологии, психологии и этики управленческого труда, педагогики образования взрослых, современных методов оценки эффективности образовательного процесса и личностных качеств обучаемых.
Многообразие требований к образовательной системе, обеспечивающей систематическое удовлетворение потребностей государственной и муниципальной службы общероссийского масштаба, анализ мирового опыта в этой области убедительно свидетельствуют о целесообразности использования для формирования единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих имеющейся системы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
В настоящее время в регионах России функционирует примерно 580 государственных высших учебных заведений, 2610 средних специальных учебных заведений, 785 образовательных учреждений и подразделений повышения квалификации и переподготовки кадров. В результате проводимой региональной политики при вузах сформировано 53 межотраслевых региональных центра повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов. Инфраструктура высшей школы включает Центр социологических исследований с региональными филиалами в 35 вузах России. При Минобразования России с участием регионов созданы координационные советы по региональной политике по повышению квалификации и переподготовке кадров, активно работают ассоциации университетов, учебно-методические объединения, в том числе по направлениям государственного и регионального управления, менеджмента, экономики и права.
В современных условиях становления новой российской государственности, принципы функционирования которой определены принятой Конституцией, в стратегическом плане необходимо создание образовательной системы, органично входящей в систему профессионального образования России и целенаправленно использующей ее развитый потенциал и созданную инфраструктуру для реализации целевых программ кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы.
Образовательные программы, действующие в высшей школе, позволяют готовить специалистов для работы в различных структурах государственного и муниципального управления.
Эта программа реализуется в специальности "Государственное и муниципальное управление". Структура дополнительного образования определяется совокупностью всех профессиональных программ для высших, главных, ведущих, старших и младших государственных и муниципальных должностей.
Для повышения квалификации и переподготовки устанавливаются программы трех уровней:
- краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности,
- среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 часов, направленные на комплексное повышение квалификации в области государственного и муниципального управления, со специализацией по должности,
- программы профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления объемом свыше 500 часов со специализацией по должности.
Система профессионального образования России имеет большие возможности для переподготовки специалистов с целью формирования резерва на младшие государственные и муниципальные должности. Вот почему необходимо рассматривать систему повышения квалификации, переподготовки государственных и муниципальных служащих как часть российской системы профессионального образования.
Переподготовка, повышение квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и служащих органов местного самоуправления осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В Орловской области сложилась практика работы по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. В соответствии с программой подготовки государственных и муниципальных служащих данная работа проводится в двух уровнях - муниципальном и государственном. С муниципальными служащими используются следующие направления:
- во-первых, проводится учеба с муниципальными служащими непосредственно в муниципальных образованиях (семинары, обмен опытом);
- во-вторых, организуется учеба муниципальных служащих на уровне субъекта (семинары в облад-министрации по структурам и ведомствам и через институт повышения квалификации при ОРАГС). В течение двух лет по 72-часовой программе прошли переподготовку 240 глав муниципальных образований 1-го уровня, более 200 начальников отделов муниципальных образований 2-го уровня. Следующее направление - получение второго высшего образования и первого на базе среднего специального образования.
Государственные служащие также проходят переподготовку, повышают свою квалификацию (на курсах, в ОРАГС, в институте повышения квалификации, за границей).
Считаем, что подготовка, переподготовка кадров для муниципального и государственного управления является важным направлением реализации кадровой политики в регионе. Именно эта мысль лежит в основе постановления главы администрации области "О первоочередных мероприятиях по совершенствованию механизма формирования и эффективного использования кадрового потенциала в Орловской области".
Билет №14
Вопрос 1 объекты гражданских прав; сделки; представительство и доверенность).
Объектом гражданских правоотношений является то благо (матер. или нематер.) по поводу которого возникает правоотношение и в отношении которого участники правоотношения обладают правами и обязанностями. К объектом гражданских прав относят: вещи, включая деньги и ценные бумаги; иное имущество; имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Объектами ГП являются все материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. К объектам гражданских прав относятся
- вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права;
- результаты работ и оказание услуг;
- охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
- нематериальные блага.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Сделками признаются действия граждан и юр. лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Социальное и экономическое значение сделок предопределяется их сущностью и особыми юридико-правовыми свойствами. Гражданское право служит регламентации товарно-денежных и иных отношений, участники которых выступают равными, самостоятельными и независимыми друг от друга. Главным юридическим средством установления и определения содержания правовых связей между вышеуказанными субъектами являются сделки.
Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (совершаются на основе волеизъявления одного лица).
Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Представительство. Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то гос. органа или органа МСУ, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Виды:
1) Коммерческое представительство – представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.
2) Добровольное представительство возникает в силу соглашения между представляемым и представителем. Объем полномочий представителя устанавливается представляемым и может быть облечен в форму специального документа (доверенность) или письма (верительное письмо).
3) Обязательное представительство возникает:
- на основании актов уполномоченных гос. органов и органов МСУ;
- на основании закона (н-мер, опека).
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.
Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана.
Прекращение доверенности:
1) истечения срока доверенности;
2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
3) отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий;
4) прекращения юр. лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юр. лицу;
5) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
6) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Виды доверенности:
- разовая – выдается на совершение одного определенного действия;
- специальная – дает представителю право на совершение однородных действий в течение определенного периода времени;
- общая (генеральная) – дает представителю возможность совершать разнообразные сделки по управлению имуществом.
Вопрос2 Организация работы с документами (письма и информационно-справочные документы) - экспедиционная обработка документов, поступающих в организацию.
Организация работы с документами предполагает организацию документооборота учреждения, хранение документов и их использование в текущей деятельности учреждения.
Документооборот учреждения — это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки. В целях рациональной организации документооборота все документы распределяются по документопотокам. Под документопотоком понимается совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота.
Характеристикой документооборота является его объем. Под объемом документооборота понимается количество документов, поступивших в организацию и созданных ею в течение определенного периода времени. Объем документооборота - важный показатель, используемый в качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам учреждения, структуры службы делопроизводства, ее штатного состава и других вопросов.
Наряду с организацией документооборота в понятие «организация работы с документами» входит хранение документов и их использование в деятельности учреждения.
Система хранения документов - это совокупность средств, способов и приемов учета и систематизации документов с целью их поиска и использования в текущей деятельности учреждения. Для системы хранения документов наиболее значимыми являются понятия «номенклатура дел» и «дело». Под номенклатурой дел понимается систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в делопроизводстве учреждения, расположенных в определенной последовательности с указанием сроков их хранения; под делом понимается совокупность документов по отдельному вопросу или участку деятельности, сформированных в хронологической или иной последовательности и подшитых в отдельную обложку.
Документы, поступающие на предприятие проходят: первичную обработку; предварительное рассмотрение; регистрацию; рассмотрение руководством.
После этого входящие документы передаются конкретным исполнителям.
К информационно-справочным документам относятся письма и их разновидности, связанные со способом передачи информации по каналам связи (телефаксы, телеграммы, телефонограммы), акты, справки, докладные и объяснительные записки, заявления и др. Письма оформляются на бланках для писем и содержат следующие реквизиты: адресат, резолюцию, отметку о контроле, заголовок к тексту, текст, отметку о наличии приложения, подпись, отметку об исполнителе, отметку об исполнении, отметку о переносе данных, на машинный носитель, отметку о поступлении. Письма могут быть посвящены одному или нескольким вопросам, т.е. быть простыми или сложными. Рекомендуется составлять простые письма, которые более удобны для последующей обработки, исполнения, хранения и использования в справочных целях.
Оформление деловой корреспонденции в практике экономического сотрудничества с зарубежными фирмами и международными организациями характеризуется рядом особенностей. В деловом письме выделяют следующий типовой состав зон (макет документа):
1. Заголовок письма (Issuer Field).
2. Ссылка на данные получателя и отправителя (Reference Line).
3. Дата (Date).
4. Адресат (Address).
5. Указание на конкретное лицо (Attention Line).
6. Обращение (Solution).
7. Общее содержание письма (Subject Line).
8. Текст письма (Body of the Letter).
9. Завершающая формула вежливости (Complimentary Close).
10. Подпись (Signature).
11. Приложения (Enclosure).
12. Указание на рассылку копий (CC Notation).
Текст письма, как правило, состоит из двух частей. Сначала указываются причины, послужившие основанием для составления письма (факты, события, ссылки на другие документы), а затем излагаются выводы, предложения, просьбы. В переписке используются следующие формы изложения текста: от первого лица единственного числа - (ПРОШУ); от первого лица множественного числа - (ПРОСИМ); от третьего лица единственного числа - (ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОСИТ); от третьего лица множественного числа - (РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ и ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ПРОСЯТ).
Исходящие письма (отправляемые) визируются заинтересованными должностными лицами (например, письма по финансовым вопросам - главным бухгалтером). Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа копии письма, остающейся на предприятии. Образец исходящего письма дан в приложении 24.
На входящих (получаемых) письмах проставляются отметка о поступлении и резолюции руководящих работников предприятия. Отметка о поступлении располагается в правом нижнем углу документа и включает регистрационный номер письма и дату его получения. Для проставления отметки о поступлении может использоваться специальный регистрационный штамп, включающий: наименование предприятия, место для даты получения и место для регистрационного номера.
Указания по исполнению полученного письма фиксируются в форме резолюции, включающей фамилию и инициалы исполнителя, содержание поручения, срок исполнения. Резолюция обязательно датируется и подписывается.
Если исполнителей документа несколько, они все указываются в резолюции. При этом один из исполнителей назначается ответственным и указывается в списке первым (без пометки "Ответственный"). Резолюция проставляется в правом верхнем углу между реквизитами "адресат" и "текст". При необходимости написания второй и последующих резолюций они проставляются на любом свободном месте лицевой стороны документа. Не рекомендуется писать резолюции на отдельных листах бумаги из-за возможности их потери в дальнейшем. При необходимости создания таких листков резолюций их подшивают в дело вместе с письмом (не приклеивая к письму и не скрепляя их с письмом металлической скобой или скрепкой).
Билет №1 5
Вопрос 1 Вещные права (право собственности в системе вещных прав, право государственной и муниципальной собственности)
Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в гос. или мун. собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в гос. или мун. собственности, предоставляется гос. или мун. учреждению, казенному предприятию, органу гос. власти, органу МСУ на основании решения гос. или мун. органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Сервитут – право ограниченного пользования. (Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок). По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
Земельный участок может быть изъят у собственника для гос. или мун. нужд путем выкупа. Плата за земельный участок, изымаемый для гос. или мун. нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (по рыночным ценам) – в случае несогласия, решение даёт суд.
Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3-ех лет.
Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования:
1) заблаговременное предупреждение собственников участков о допущенных нарушениях органами гос. власти или МСУ.
2) Если собственник согласен (письменное уведомление) – участок подлежит продаже с публичных торгов.
3) Если не согласен – орган-инициатор может предъявить требование о продаже участка в суд.
В собственности граждан и юр. лиц может находиться любое имущество, количество и стоимость имущества не ограничиваются. Коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юр. лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.
Государственной собственностью в РФ Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество закрепляется за гос. предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Вопрос 2 Предварительное рассмотрение документов, поступающих в организацию, предварительное рассмотрение документов в службе документального обеспечения; регистрация и организация рационального движения документов внутри организации.
Документы, поступающие на предприятие, проходят: первичную обработку; предварительное рассмотрение; регистрацию; рассмотрение руководством.
После этого входящие документы передаются конкретным исполнителям.
Служба документационного обеспечения управления (ДОУ), которая может быть представлена на предприятии как самостоятельным структурным подразделением (канцелярия, общий отдел, секретериат), так и отдельным сотрудником (секретарь-референт) должна принимать к обработке только правильно оформленные документы, имеющие юридическую силу и присланные в полном комплекте (при наличии приложений). В противном случае присланные документы возвращаются автору с соответствующим сопроводительным письмом, где указываются причины возврата.
Конверты от поступающих документов уничтожаются, за исключением тех случаев, когда только по конверту можно определить адрес отправителя, время отправки и дату получения документов. Не вскрываются и передаются по назначению документы с отметкой «лично» и в адрес общественных организаций.
Предварительное рассмотрение документов проводится работником службы ДОУ с целью распределения поступивших документов на: направляемые на рассмотрение руководителю предприятия; направляемые непосредственно в структурные - подразделения или конкретным исполнителям. Без предварительного рассмотрения передаются по назначению документы, адресованные непосредственно структурным подразделениям или должностным лицам, На рассмотрение руководства передаются документы, адресованные руководителю предприятия и документы, содержащие информацию по наиболее важным вопросам деятельности предприятия.
Обработка и передача документов исполнителям должна осуществляться в день их поступления в службу ДОУ. Если документ должен исполняться несколькими подразделениями или должностными лицами, его размножают в нужном количестве экземпляров. Документы, подлежащие отправке в другую организацию, сортируют, упаковывают, оформляют их как почтовое отправление и сдают в отделение связи. Перед упаковкой служба ДОУ обязана проверить правильность оформления документов, наличие всех приложений, соответствие количества экземпляров количеству адресатов и т.д. Неправильно оформленные документы подлежат возврату исполнителю на доработку. На заказную корреспонденцию составляется опись рассылки, которая подписывается работником службы ДОУ и датируется.
Исходящие документы должны обрабатываться и отправляться в день регистрации. Внутренние документы предприятия передаются исполнителям под расписку в регистрационной форме.
Служба ДОУ должна систематически вести учет количества обрабатываемых документов, включая все их виды и размноженные экземпляры. Результаты учета документооборота обобщаются службой ДОУ и доводятся до сведения руководителя предприятия для выработки мер по совершенствованию работы с документами.
Билет №16
Вопрос 1 обязательственное право и обязательство; гражданско-правовая ответственность; обеспечение исполнения обязательств; исполнение обязательств; общие положения о договоре
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований. В обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Принципы исполнения обязательств:
1) Принцип надлежащего исполнения – должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
2) Принцип реального исполнения – исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно того действия, которое составляет содержание обязательства без замены этого действия денежным эквивалентом в виде возмещения убытков и уплаты неустойки.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Денежные обязательства должны быть выражены в рублях.
Сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юр. лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не предусмотрен более короткий срок.
Гражданско-правовая ответственность:
Ответственность может наступать в форме возмещения убытков (ответственность одного участника гражданского правоотношения перед другим его участником), уплаты неустойки, потери задатка и т.д.:
1) компенсационная - возмещение убытков, компенсация морального вреда;
2) штрафная - уплаты неустойки, потери задатка и т.д.;
3) запретительная - запреты, ограничения в правах в отношении правонарушителя (запрет заниматься какой-либо деятельностью);
4) понуждение - нарушитель понуждается к совершению каких-либо действий (например к заключению договора).
- договорная – представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства;
- внедоговорная ответственность – имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к правонарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим;
- ответственность за причинение имущественного вреда (совершение имущественного правонарушения);
- ответственность за причинение морального вреда (вреда, причиненного личности);
- долевая – каждый из ответчиков несет ответственность в точно определенной доле, установленной законом или договором;
- солидарная – здесь потерпевший-истец вправе предъявить требование как ко всем ответчикам совместно, так и к любому из них, причем как в полном объеме нанесенного ему ущерба, так и в любой его части;
- субсидиарная – является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель.
Договором признается соглашение 2-ух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор есть разновидность сделки - юридического факта. Как любая сделка, договор представляет собой правомерное действие, направленное на определенные последствия.
Правомерность и направленность договора обусловливают его организационную функцию, в процессе реализации которой формируются связи субъектов гражданского права.
Значение договора не ограничивается его организационной функцией. Он выполняет и регулятивную функцию, оказывает активное воздействие на имущественные связи субъектов. Такое воздействие осуществляется не непосредственно, а через систему субъективных прав и обязанностей.
Организационная и регулятивная функции договора обусловливают его эффективность и широкое применение. Договор является тем необходимым средством, с помощью которого опосредуется широкий круг общественных отношений в сфере товарно-денежного оборота.
Виды: договор купли-продажи; займа; кредитный; договор банковского вклада; банковского счета.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Основания изменения и расторжения договора:
1) по соглашению сторон.
2) по решению суда (при существенном нарушении договора другой стороной);
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Порядок изменения и расторжения договора:
1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.
2. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.
Вопрос 2; регистрация и организация рационального движения документов внутри организации.