Утомление.
Это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной и физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении функциональных и биологических изменений, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной и физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, проявления ошибок, нарушение координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно возрастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
|
|
Признаки хронического утомления (переутомления) проявляются в ощущениях утомления еще до начала работы, повышенной раздражительности, головных болях. Снижается интерес к работе и окружающим, уменьшается аппетит, вес, нарушается сон. Человек плохо засыпает и трудно пробуждается. Понижается сопротивляемость организма инфекциям, растет предрасположенность к простудным заболеваниям. Довольно часто это состояние способствует к развитию неврастении и истерии.
При возникновении признаков переутомления следует нормализовать режим труда и упорядочить объем выполняемой нагрузки, устранить возможные неблагоприятные бытовые условия, деффекты питания. Возможно ограничить нерациональную трату времени, обеспечить полноценный и достаточный отдых.
Стресс.
Многие виды современной деятельности, в том числе и учебная, характеризуются значительным нервно- психическим напряжением, эмоциональным стрессом. По стрессом понимается "неприятное" состояние эмоционального и физиологического возбуждения, переживаемого в ситуациях, которые воспринимаются как опасные или угрожающие нашему благополучи ю, а также здоровью вследствие неблагоприятного воздействия внешней среды.
Реакция организма на стрессовые ситуации обычно выражается:
· в снижении концентрации внимания;
· во временной потере памяти;
· затрудненном дыхании;
· крепком сжимании пальцев рук;
|
|
· похолодании конечностей;
· учащенном сердцебиении;
· неприятных ощущениях в области желудка и т.д.
Существует две основные стратегии преодоления стрессов и связанных с ним состояний эмоционального напряжения.
Первая стратегия связана с концентрацией внутренних усилий прежде всего на решение возникших проблем и изменении взгляда на эти проблемы или их последствия, т.е. фактически с переоценкой ситуации. Опыт показывает, что это наиболее эффективный путь, ведущий к внутреннему росту человека.
Вторая стратегия основана на модификации со стрессом эмоций в сторону уменьшения их интенсивности или избавления от них (например, использование методов релаксации, совершение определенных физических упражнений и т.п.).