Лекция 14. Вредные привычки и профилактика заболеваний.
Вопросы.
Здоровье человека как медико-биологическая и социальная категория.
Вредные привычки (наркотики, курение табака употребление алкоголя и т.д.). Факторы риска в семье (здоровье, беременность, наследственные болезни).
Профилактика физиологических и психоневрологических нарушений. Смертность как показатель состояния здоровья населения. Демографические проблемы. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.
Здоровье человека как медико-биологическая и социальная категория.
Понятие "здоровье". Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое определение зафиксировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и определяет основные компоненты здоровья.
В настоящее время большинство ученых выделяет два критерия оценки здоровья: социальный — мера трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; личностный — стратегия жизни человека, степень господства человека над собой и над обстоятельствами жизни. Более подробный перечень признаков,
перечень признаков, определяющих здоровье, включает:
· нормальную реакцию организма на внешнее воздействие;
· динамическое равновесие организма с факторами внешней среды;
· полноценное выполнение основных социальных функций, участие в общественно полезном труде;
· адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям существования;
· отсутствие признаков заболеваний или каких-либо нарушений;
· гармоничное развития физических и духовных сил организма.
Помимо общепризнанных компонентов здоровья: физического, психического, социального, следует также учитывать многие другие компоненты, в том числе сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный. Исключительно важное значение для оценки здоровья имеют морально-волевые и ценностно -мотивационные характеристики, а также такой свойственный лишь человеку личностно-психологический компонент, как внушение и самовнушение.
С точки зрения количественной характеристики здоровье можно определить как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Как понятие динамическое здоровье следует рассматривать в трех аспектах — индивидуальном, возрастном и историческом.
Индивидуальный аспект здоровья тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.
Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией.
Определяя здоровье в историческом аспекте, следует учитывать, что становление человеческой цивилизации (развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д.) ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается условий окружающей природы, а также места и роли человека в социуме. Тенденции к комфорту, рост качества и ритма жизни, высокие социальные притязания, — все это становится причиной того, что человек для поддержания жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.
Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического, или комплексного) подхода, выделяют следующие уровни индивидуального здоровья:
· соматический — отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма, степень их развития, функциональные возможности, включает генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный подуровни;
· психический — характеризует состояние психической сферы человека, включает эмоциональный, интеллектуальный и личностный подуровни;
· социально-духовный (нравственный) — выражает комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза.
К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека.
В упрощенном и в то же время обобщенном виде целостную модель индивидуального здоровья человека следует представлять как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга.
Поскольку организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, на него действуют социальные и экологические факторы. Изменения в социальной и (или) экологической среде влияют на физическое и психическое здоровье. В то же время и сам организм влияет на социальную и экологическую среду.
Таким образом устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных (воздействующих изнутри) и экзогенных (воздействующих извне) факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.
Наряду с индивидуальным здоровьем существует понятие общественного (популяционного) здоровья, или здоровья населения, определяемое как здоровье возрастно-половых, социальных, профессиональных и других групп населения, проживающих на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье есть результат социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни группы населения. Вопросами общественного здоровья занимается медицинская и демографическая статистика. Оценивается популяционное здоровье по основным демографическим показателям: рождаемости, общей и младенческой смертности, продолжительности жизни, заболеваемости.
Взаимосвязь здоровья и болезни. Впервые количественный подход к определению здоровья использовал еще Авиценна в Х веке. Он различал шесть переходных состояний — от полного здоровья до полной болезни.Установление абсолютно здоровых лиц на основании количественного подхода к определению здоровья оказалось малоуспешным. В результате появился термин «практическое здоровье», т. е. относительное, не абсолютное. В свою очередь невозможность разделить всех людей на практически здоровых и больных стала причиной выделения промежуточного состояния, названного «предболезнь».
Предболезнь как неполное здоровье может длиться очень долго и при определенных условиях переходить как в болезнь, так и в здоровье.
В настоящее время создано множество классификаций переходных состояний здоровья. Согласно одной из наиболее конкретных следует различать:
· условное здоровье,
· функциональные отклонения,
· пограничные состояния,
· хронические заболевания,
· инвалидность, полную утрату функций,
· смертельный исход.
Задача специалистов заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства должны в той или иной степени действовать именно этим путем — стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой — каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации.
Количественный подход к здоровью не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, валеологу, специалисту лечебной физкультуры и др.) надежду на полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации посредством нагрузочных воздействий на различные функциональные системы.
Введение количественных критериев уровня здоровья позволяет говорить и об уровне болезни. Между обоими уровнями существует отрицательная зависимость. Еще более определенно высказывался в этом отношении известный российский клиницист и основатель научной школы И. В. Давыдовский (1887–1968).
Он утверждал, что между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близки е то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим.
Причины низкого уровня здоровья населения. Выделяют четыре группы причин, обусловливающих ухудшение всех демографических показателей:
· нездоровый образ жизни,
· психоэмоциональное напряжение и стресс,
· неблагополучная экологическая обстановка в стране,
· несоблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочих местах и в
быту.
Нездоровый образ жизни включает:
· неправильное питание;
· вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем);
· дефицит физической активности (гипокинезия);
· психический дискомфорт;
· низкая мотивация на здоровье.
Разработка и обоснование физиологических норм питания проводится на уровне ВОЗ и ученых различных стран, разрабатывающих национальные нормы питания. Нормы питания представляют собой рекомендуемые величины потребления пищевых веществ и энергии, достаточные для удовлетворения потребностей в них конкретных групп здоровых лиц с учетом возраста, пола, характера труда и других факторов.
Различия между рекомендуемыми нормами потребления и реальной потребностью в них конкретного человека могут составлять 20–25 %. В среднем современные дети недополучают до 30 % белков и 15–50 % витаминов. Это приводит к задержке развития, снижению иммунитета, ухудшению нервно-психической деятельности, развитию заболеваний. С другой стороны, неправильное питание становится причиной избыточной массы тела, что формирует предпосылки для возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертонии), сахарного диабета и т. д.
Неуклонно растет число людей, особенно детей и подростков, страдающих никотиновой зависимостью. Курильщики не только подвергают опасности собственное здоровье (в 2 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, в 7 раз — рак бронхов, легких, желудка, на 7–15 лет укорачивается продолжительность жизни), но и оказывают негативное влияние на потомство. Так, у активных курильщиц в 16 раз чаще рождаются дети с дыхательными аллергозами, а в семьях с «пассивным» курением в 6–8 раз чаще дети страдают болезнями дыхательной системы, чем в некурящих семьях.
Очень серьезной проблемой является чрезмерное употребление алкогольных напитков на фоне снижения возраста приобщения к ним молодежи. Пьянство и алкоголизм негативно влияют на здоровье населения страны: приводят к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, нервно-психических расстройств, часто становятся причиной бытовых и производственных травм (более 50–70 % несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий происходят в состоянии алкогольного опьянения). Огромный ущерб здоровью населения страны наносит потребление наркотиков и токсичных веществ. Наркоманы, как правило, — люди молодого возраста: около 20 % выявленных больных составляют лица до 21 года, около 80 % — до 25 лет. По данным статистики, наркомания является одной из причин участившихся случаев рождения детей с нарушениями нервно-психической сферы, интеллекта, с врожденными дефектами и уродствами, что представляет угрозу психическому здоровью нации. Не сокращается и число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков.
Гипокинезию (понижение двигательной активности) также следует считать одним из проявлений нездорового образа жизни. По данным Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, в России около 70 % населения не занимаются физкультурой. Среди мальчиков 11–14 лет распространенность гипокинезии колеблется в различных городах от 50 до 60 %, а среди девочек — от 60 до 80 %. Более 90 % студентов имеют недостаточную физическую активность, а 60 % из них — выраженный дефицит активности.
Причину широкого распространения гипокинезии в нашей стране следует видеть в том, что с детского возраста не вырабатывается потребность в подвижном образе жизни.
Так, для нормального развития детскому организму требуется 8–12 ч двигательной активности в неделю, однако, как правило, дети имеют лишь 1,5–2 ч организованной физической деятельности. Повсеместное распространение телевидения и компьютеров на фоне уменьшения физических нагрузок еще больше усугубило проблему двигательного дефицита.
В современных социально-экономических условиях личная роль каждого в сохранении здоровья особенно важна. Во многих развитых странах (США, Японии, Германии и т. д.) оказалась эффективной просветительская кампания среди населения по пропаганде ежедневной физической активности как нормальной части жизни.
Причин возникновения психоэмоционального напряжения и стрессов, отрицательно влияющих на здоровье населения, существует множество, в том числе: экономическая необеспеченность и правовая незащищенность населения, тяжелая криминогенная обстановка, утрата социального статуса, неуверенность в будущем, миграционные процессы и т. д. Примерно 70 % населения России в настоящее время находятся в состоянии умеренного и сильного психосоциального
стресса.
Отдельного внимания заслуживает проблема высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с осуществлением трудовой деятельности в современных условиях. Последние изменения в экономике и обществе в целом привели к тому, что понятие стресса, практически не упоминавшееся в отечественных учебниках по психиатрии времен СССР, стало объектом пристального внимания психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами. Так, издержки, обусловленные стрессом на рабочем месте, являются одной из значимых статей непродуктивных расходов современных организаций.
К наиболее точно установленным стрессорам (причинам, вызывающим состояние стресса), связанным с производственной средой, относят:
· неуверенность в завтрашнем дне — боязнь потерять работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
· характер выполняемой работы — высокая сложность решаемых задач и степень ответственности, опасные условия труда (уровень шума и т. п.), монотонная механическая работа;
· ролевая двусмысленность — неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль;__
· ролевой конфликт — различные несовместимые
· ожидания в отношении значимых людей на работе;
· специфика организационной структуры — например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение и вынуждающая работника одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
· стрессогенный стиль поведения руководства — частое использование методов неоправданного давления и угроз;
· давление рабочего графика — сменная работа, работа по скользящему графику, очень напряженный рабочий график, который затрудняет либо исключает одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей.
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на стрессогенные факторы индивидуальны. Тем не менее, статистические данные свидетельствуют, что в трудовых коллективах с низким уровнем социальной поддержки распространенность артериальной гипертонии и смертность в 4 раза выше, чем в группах, где люди связаны более тесными социальными узами. Не меньшую опасность здоровью населения наносят стрессы, обусловленные конфликтной ситуацией в семье. В настоящее время доказано, что межличностное общение в семье может стать причиной возникновения соматических и ряда других заболеваний. Так, при выявлении причин гипертонической болезни у обследованных установлено, что одним из ведущих факторов ее возникновения у женщин является именно внутрисемейный конфликт.
Нерациональная организация учебного процесса, учебные нагрузки, превышающие физиолого-гигиенические нормативы, сокращение времени, необходимого на восстановление сил, — эти и другие факторы могут стать причиной неврозов и пограничных расстройств школьников.
Факторы, формирующие здоровье. В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, приоритет здоровья несомненен. В качестве основных сфер влияния на здоровье современного человека экспертами ВОЗ были выделены:
· генетические факторы — 20 %,
· состояние окружающей среды — 20 %,
· медицинское обеспечение — 7–8 %,
· условия и образ жизни людей — 52–53 %.
Влияние, оказываемое каждой из указанных сфер на здоровье человека, может быть как позитивным, так и негативным (табл. 1).
Как правило, главным фактором, приводящим к развитию серьезных заболеваний людей, являются условия и образ их жизни (табл. 2). Поэтому очень важно сформировать у каждого человека приоритет здоровья и мотивацию на здоровый образ жизни. Кроме того, формировать ценностно-мотивационные установки на здоровье значительно эффективнее, чем изменять генотип и среду — более консервативные и устойчивые компоненты.
Таблица 1 Основные факторы, влияющие на здоровье человека
Позитивное влияние (факторы здоровья) | Негативное влияние (факторы риска) |
Наследственность | |
Здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний | Наследственность заболевания и нарушения, наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды | |
Хорошие бытовые условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение | |
Медицинский, скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и образ жизни | |
Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, образование по культуре здоровья | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный или психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень знаний по культуре здоровья |
Таблица 2 Составляющие влияния различных факторов на развитие болезней человека, %
Заболевание | Наследственность | Состояние окружающей среды | Медицинское обеспечение | Условия и образ жизни |
Ишемическая болезнь сердца | ||||
Рак | ||||
Диабет | ||||
Пневмония | ||||
Цирроз печени |
Онтогенетическое развитие организма определяется той генной программой, которую он наследует от родительских хромосом. Статистика показывает, что в близкородственных браках пренатальная и детская смертность многократно выше, а частота наследственных заболеваний ребенка в 50 раз больше, чем в браках не состоящих в родстве людей. Наоборот, браки между далеко отстоящими друг от друга в генеалогическом отношении людьми создают более обширный генофонд, больше вариантов благоприятных генных признаков. В результате повышается вероятность того, что благоприятный признак одного из родителей станет доминирующим с возможностью рождения более здорового, более совершенного по набору генов человека.