Т.к. напряженное состояние однородно, то однородным будет и деформированное состояние. Любой элемент объема будет деформироваться одинаково. Поперечные сечения стержня останутся плоскими, и будут удаляться друг от друга при растяжении и сближаться при сжатии. Этот факт можно положить в основу всей теории и сформулировать как гипотезу плоских сечений: сечения плоские и нормальные к оси до деформации остаются плоскими и нормальными к оси после деформации.
Определим удлинения и деформации, возникающие в стержне.
Пусть - длина стержня до деформации, - длина стержня после деформации. Величину называют продольным удлинением. Т.к. деформированное состояние однородно, то деформация не зависит от базы измерения. Деформация в направлении оси стержня равняется: (2) Эта величина называется относительным удлинением стержня.
Продольная деформация (в направлении оси стержня) сопровождается поперечной: , где
- характерный размер поперечного сечения до деформации;
- то же самое после деформации.
|
|
Знаки продольной и поперечной деформаций противоположны. Продольное удлинение сопровождается уменьшение поперечных
размеров и наоборот.
Отношение деформации поперечной к деформации продольной есть для данного материала величина постоянная, называется коэффициентом Пуассона.
Оценим величину коэффициента Пуассона. При растяжении стержня его длина увеличилась в отношении , а линейные размеры сечения уменьшились в отношении , следовательно, площадь поперечного сечения уменьшилась в отношении . Относительное изменение объема равно:
Т.к. деформации малы, то удержим в выражении лишь их первые степени . Т.к. при растяжении объем должен увеличиться, то т.е.
коэффициент Пуассона по величине не превышает .
Для сталей эта величина колеблется в пределах 0,25 – 0,35.