Проведение сверки расчетов налогоплательщиков по налогам, сборам и страховым взносам и информирование налогоплательщика

 

Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым орга­ном в обязательном порядке в следующих случаях:

ü ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

ü при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета

ü при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

ü при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета

ü при ликвидации (реорганизации) юридического лица;

ü по инициативе налогоплательщика;

ü в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Для проведения сверки с налогоплательщиком составляются акты сверки по формам 23 (полная) и 23-а (краткая).

Полная форма содержит подробные данные налогового органа, данные налогоплательщика и расхождения по налогам (сборам, взносам) за сверяемый период, включающие: задолженность; от­сроченные, рассроченные, приостановленные к взысканию плате­жи; реструктуризированную задолженность, неуплаченные про­центы; переплату по налогам, пеням, налоговым санкциям; данные о сальдо задолженности на начало и конец сверяемого периода, о начислениях, уменьшениях, уплате и переплате, списаниях сумм задолженности.

Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика пред­усматривает формирование акта сверки по форме 23-а (краткая) должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками. На проведение сверки, формирование и оформление акта сверки от­водится 10 рабочих дней. Если при сверке выявляются расхож­дения данных налогового органа и налогоплательщика, то срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта продлевается до 15 рабочих дней. Установленные сроки не учиты­вают дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте. При необходимости налоговый орган может увеличить срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплатель­щиками.

Если расхождения данных налогового органа с данными нало­гоплательщика в форме 23-а (краткая) отсутствуют, то документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отде­ла работы с налогоплательщиками, и в течение трех дней первый экземпляр акта вручается налогоплательщику (или отправляется по почте). Если акт сверки расчетов вручается лично, то на втором эк­земпляре акта ставятся дата получения и подпись налогоплатель­щика.

По всем крупнейшим налогоплательщикам сверка расчетов с бюджетом в обязательном порядке проводится ежеквартально. Для этого до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, со­ставляется график, который утверждается руководителем. График доводится до сведения отделов урегулирования задолженности, учета, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок. Налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о дате проведения сверки по установленной форме.

В случае неявки налогоплательщика для оформления результатов сверки в срок акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте через отдел общего обеспечения заказным отправлени­ем с уведомлением, в котором сообщается о необходимости возвра­та подписанного экземпляра акта сверки.

 

Существуют особенности проведения сверки расчетов налогопла­тельщика при снятии с учета в налоговом органе в том случае, если на­логоплательщик переходит из одной инспекции в другую или орга­низация-налогоплательщик подлежит ликвидации (реорганизации). В этом случае налогоплательщик приглашается в налоговую инспек­цию для проведения сверки расчетов уведомлением с указанием даты проведения сверки расчетов. Уведомление составляется в двух экзем­плярах и направляется налогоплательщику по почте. Если уведомле­ние будет возвращено с отметкой «адресат не найден по данному ад­ресу», то акт сверки расчетов подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.

Если налогоплательщик явился в инспекцию для оформления акта сверки и расхождения данных налогового органа с данными налогоплательщика сверкой не установлены, то на документе, со­ставленном в трех экземплярах, ставится подпись налогоплательщи­ка, и документ визируется начальником отдела работы с налогопла­тельщиками. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставятся дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа направляется в на­логовый орган по новому месту учета, другой остается в налоговом органе, производившем сверку расчетов.

В случае неявки (уклонения) налогоплательщика для проведения сверки расчетов в срок акт сверки расчетов по форме 23-а (краткая), подписанный должностным лицом и завизированный начальником отдела работы с налогоплательщиками, пересылается налогопла­тельщику по почте. В этом случае акт сверки расчетов (согласован­ный в одностороннем порядке налоговым органом), уведомление о направлении акта сверки по почте передают в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому местонахождению.

Особенности проведения сверки расчетов налогоплательщика по заявлению налогоплательщика заключаются в следующем.

Заявление о проведении сверки налогоплательщики имеют пра­во представить лично или направить по почте. Полученные запросы на проведение сверки расчетов в налоговой инспекции распределя­ются по срокам представления информации. Должностное лицо от­дела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов по форме 23-а (краткая) в течение пяти рабочих дней со дня полу­чения заявления (запроса). Первый экземпляр документа с подпися­ми налогоплательщика и должностного лица передается налогопла­тельщику в руки или направляется по почте, второй остается в на­логовом органе по месту проведения сверки.

Важным элементом работы по сверке расчетов является своевре­менное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам.

По заявлению налогоплательщика о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам в срок, не превыша­ющий 10 рабочих дней со дня его получения формируется и подписывается справка о состоянии расчетов налогоплательщика в двух экземплярах по форме № 39-1 или 39-1ф «Справка о состоянии расчетов налогоплательщика по нало­гам, сборам и взносам». Подписанная руководителем налогового органа и заверенная печатью справка направляется по почте или вручается налогоплательщи­ку лично. Ответы на запросы правоохранительных органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления, копии документов бухгалтерской и налоговой отчетности формируются и выдаются работником, ответственным за обеспечение безопасности.

Кроме того, налогоплательщик может получить из налогового органа на основании своего заявления справки об исполнении им обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: