Информационная работа налоговых органов осуществляется по следующим направлениям:
1) индивидуальное информирование налогоплательщиков:
а) устное,
б) в письменной форме,
в) посредством организации телефонной справочной службы в ИФНС России;
2) публичное информирование:
а) с использованием стендов,
б) проведение семинаров с налогоплательщиками.
Налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности. Информирование осуществляется по месту учета налогоплательщика.
Методическое руководство информированием налогоплательщиков через СМИ обеспечивают управления ФНС России по субъектам РФ.
Информационная работа должна отвечать следующим основным требованиям:
|
|
ü своевременности информирования;
ü четкости в изложении материала;
ü наглядности форм подачи материала;
ü качеству;
ü актуальности для различных категорий налогоплательщиков.
Индивидуальное информирование налогоплательщиков осуществляется как в письменной, так и в устной форме.
В апреле 2007 г. ФНС России утвердила Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков Для того чтобы информировать об этом Стандарте налогоплательщиков, ФНС России разработала порядок информирования, включающий:
ü размещение Единого стандарта на сайтах ФНС России и ее управлений, в справочно-информационных системах, публикацию в специализированных журналах, проведение брифинга по теме «Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков — шаг к взаимопониманию и взаимоуважению»;
ü разработку информационных материалов по всем комплексам оказываемых услуг (по регистрации и учету налогоплательщиков; декларированию доходов физических лиц; информированию по вопросам расчетов налогов; регистрации ККТ и др.);
ü размещение информации на стендах во всех территориальных налоговых органах и ТОРМ;
ü подготовку информационных листков для отдельных категорий налогоплательщиков и их распространение;
ü проведение опроса (анкетирования) налогоплательщиков по вопросам исполнения налоговыми органами требований Единого стандарта и др.
Приведенный пример информационной работы подтверждает ее значимость и роль, которая отведена ей налоговыми органами.
Важное место в информационной работе налоговых органов занимают организация телефонной справочной службы и публичное информирование.
|
|
Цель создания телефонной справочной службы заключается в оперативном информировании налогоплательщиков.
Порядок организации работы телефонной справочной службы инспекции ФНС России следующий:
1) отделам работы с налогоплательщиками инспекций выделяются телефонные номера в качестве справочных телефонов;
2) назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах;
3) руководители инспекций организуют контроль работы справочных телефонов;
4) информация о телефонах справочной службы размещается на стенде инспекции, на сайте УФНС России по субъекту РФ, в местных СМИ.
Публичное информирование организуется посредством размещения информации на стендах, обновляемых еженедельно. Различают стенды двух видов: с постоянной информацией и с изменяемой информацией. По типу размещения стенды бывают внутренние (находящиеся в здании инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах).
Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.
На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:
ü режим работы инспекции ФНС России;
ü реквизиты инспекции ФНС России (почтовый адрес, ИНН, код причины постановки на учет (далее — КПП) и др.);
ü коды классификации доходов бюджетов РФ, общего классификатора административно-территориальных образований;
ü о семинарах, «круглых столах» и т.д.;
ü адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ, координаты специализированного оператора связи;
ü номер телефона «горячей линии».
На тематических стендах размещается следующая информация:
а) о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц (нормативные правовые акты по государственной регистрации юридических лиц, порядок оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, образцы заполнения документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, порядок получения выписки из ЕГРЮЛ, образцы заявлений о постановке на учет, снятии с учета юридических лиц и др.);
б) государственной регистрации и постановке на учет индивидуальных предпринимателей (образцы заполнения форм документов, необходимых для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, порядок оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и др.);
в) порядке представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов (календарь налогоплательщика, коды бюджетной классификации, обзоры приказов ФНС России (информационный бюллетень «Налоговый навигатор»), порядок и информация о преимуществах представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и др.);
г) порядке оформления платежных документов на уплату налогов (образцы заполнения платежных поручений и др.);
д) регистрации и снятии с учета ККТ (образцы заявлений на регистрацию ККТ, перечень документов, необходимых для замены фискальной памяти, перечень документов, необходимых для освидетельствования ККТ на соответствие эталонной версии, порядок постановки на учет ККТ, снятия с учета ККТ, перечень ККТ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, и др.);
е) местных налогах и сборах (земельном налоге, налоге на имущество физических лиц, налоге на наследование и дарение и др.);
ж) налогообложении доходов физических лиц (перечень стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов, образцы заполнения формы 3-НДФЛ, порядок заполнения налоговой декларации, образцы заявлений по предоставлению каждого налогового вычета, перечень документов, необходимых для получения налогового вычета, и др.).
|
|
Информация на внешних стендах должна быть актуальна для большинства налогоплательщиков и соответствующим образом размещена.
С различными категориями налогоплательщиков проводятся семинары с целью информирования их о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, формах налоговой отчетности и порядке их заполнения. Семинары делятся на тематические и семинары по общим вопросам. В качестве лекторов в них принимают участие специалисты инспекции ФНС России и управлений ФНС России по субъектам РФ.
ФНС России определила порядок размещения информации налогоплательщиков в журнале «Вестник государственной регистрации», если налогоплательщики приняли решение о создании или прекращении деятельности. Эта информация является ценной не только для региональных налоговых органов, но и для инвесторов, кредиторов и иных партнеров организаций. Обязательные реквизиты таких сообщений, подлежащих опубликованию в журнале, определены письмом ФНС России от 18 мая 2006 г. № ШТ-6-09/509@ (см. прил. 6). Заявка на публикацию сообщения налогоплательщика должна содержать:
ü полное наименование юридического лица, принявшего решение о реорганизации;
ü основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
ü ИНН/КПП;
ü адрес (место нахождения);
ü сведения о принятом решении о форме реорганизации и об органе, принявшем решение о реорганизации;
ü полное наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, создающегося в результате реорганизации;
ü порядок, сроки, адрес, телефон заявления требований кредиторов и др.