Решение психологических задач

Задание 1. Ниже перечислены несколько видов деятельности и перечень способностей. Определите, какие из способностей потребуются в каждом виде деятельности. Установите соответствие.

Виды деятельности:

· математическая деятельность,

· деятельность музыканта,

· техническое творчество,

· изобретательская деятельность,

· чтение художественных текстов.

Способности:

· Ладовое чувство (способность чувствовать музыкальную выразительность в движении музыкальных звуков).

· Способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение.

· Хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщённых способов решения вопросов.

· Целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями.

· Полнота, яркость представления наглядных образов.

· Способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков.

· Умение находить рациональный подход к практическим задачам с учётом свойств и возможностей материалов.

· Многообразный подход к решению вопроса.

· Умение оценивать соотношение пропорций и размеров.

· Лёгкая способность к воссозданию образов по словесному описанию.

· Способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки.

· Острота наблюдательности за работой и устройством механизмов.

· Лёгкое переключение от одной умственной операции к другой.

· Точность восприятия цветовых оттенков.

· Чуткость к языковым особенностям.

· Способность тонко различать звуки по высоте.

· Последовательность, обоснованность, логичность рассуждений.

· Точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений.

· Эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку.

· Способность к абстрактным рассуждениям.

· Изобретательность, находчивость в решении вопроса.

· Умение свои мысли и чувства передавать с помощью наглядных образов.

· Способность к анализу и синтезу образного материала. (По В. С. Мерлину.)[5]

Задание 2. Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей. По каким признакам это можно установить?

А. При поступлении в Новосибирскую физико-математическую школу (ФМШ) ученик П. выдержал конкурс 1 к 40, получив максимальные баллы по физике в конкурсной олимпиаде. При обучении в ФМШ акцентировалось внимание не на заучивание материала, а на творческое решение задач, на смекалку. П. поражал всех этой способностью. Однако при поступлении в МВТУ имени Баумана на конкурсном экзамене по физике П. получил «три». Как же это произошло? Вопросы билета были элементарны и требовали только знания формул. Первый вопрос - формула линзы, вывод не требовался. П. написал формулу линзы неверно, но рядом вывел другой вариант формулы линзы с пониманием сути явления.

Во втором вопросе - формула маятника - П. тоже напутал, её тоже в школе не выводят, он пытался самостоятельно сделать вывод, исходя из понимания физического смысла явления, но спутал две величины, часто обозначаемые в физике одной буквой. (Э. Максимова. Диалог.)

Б. Когда Соне было немногим более трёх лет (до этого никто не обучал её арифметике, она имела возможность лишь прислушиваться к арифметическим упражнениям брата - ученика 3 класса), она незаметно для всех научилась считать - сначала до10, потом до100. трехлетняя Соня объясняла брату, как решать задачи на вычитание (27-14): сначала надо отнять 10, получится 17, потом ещё 4. в четыре с половиной года совершенно самостоятельно, не зная теории, Соня пришла к понятию простой дроби. Заметили, что в пять лет у неё появилось какое-то интуитивное представление об отрицательных числах (её не смутило, когда ей пришлось из28 вычитать 36: “Будет на 8 меньше, чем ничего»). Примерно к шести с половиной годам Соня самостоятельно научилась операциям с дробями в уме. В пять с половиной лет она в уме решала сложные задачи, рассчитанные на учеников5 класса. Специально Соню никто не обучал теории, у неё не было почти никакой системы знаний, всё было основано исключительно на соображении. (По В. А. Крутецкому.)

В. Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.)

Г. Ученик Саша Росляков, кроме немецкого, который он изучал в школе, самостоятельно выучился говорить и читать на датском, голландском, французском, испанском, чешском, португальском, норвежском, шведском, а сейчас изучает английский. На городской олимпиаде по немецкому языку Саша вышел победителем, хотя там участвовали ребята из немецкой школы и даже немцы по национальности. Школьный курс химии, физики, математики и немецкого языка им давно пройден.

Задание 3. Воспитанию каких способностей (мнемических, мыслительных, воображения) содействуют следующие учебные занятия?

 

1. Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможности вернее письменно изложить его содержание.

2. Указать сходство и различие климата Европы и Азии на тех же широтах.

3. Составить план только что прочитанного текста и письменно изложить его.

4. Пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий.

5. Представить флору и фауну и вид городов в различных точках земного шара и описать представляемое.

6. Сравнить черты характера Онегина и Печорина.

7. По данному описанию представить картину природы.

8. Сравнить приёмы описания в произведениях А.П. Чехова и И.С. Тургенева. (По В. С. Мерлину.)

Задание 4. О каких индивидуальных психологических свойствах личности (способностях, темпераменте, характере) идёт речь в данном отрывке?

«Ты, - говорят мне, - Славка, какой-то одержимый… Да, я был одержим мечтой стать классным гонщиком. В те годы рядом со мной тренировалось много ребят. Были среди них и повыше меня, и покрепче, намного физически одарённей. Но одни из них не выдерживали нагрузок, другие - бремя жёсткого режима. А я вот остался, когда никто из специалистов и не пророчил мне высоких скоростей. Никто, за исключением Павла Константиновича Колчина. «Только труд и ещё труд - до

седьмого пота, до конечной стадии усталости может совершить чудеса. Когда мои коллеги, показывая мне того или иного новичка, говорят, что он талантлив, я этому не придаю никакого значения. Лишь проверив его в деле, я могу сказать - стоит ли он чего-либо или не стоит». (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта.)[3]

Задание 5. Оцените правильность с точки зрения психологии следующих высказываний:

1. Лень вперёд тебя родилась.

2. С кем поведёшься - от того и наберёшься.

3. Око видит далеко, а ум еще дальше.

4. Талант поздно созревает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: