Лабораторная работа № 1

Тема: Память

 

Цель: изучить понятие памяти, процессы памяти, свойства памяти и определить индивидуальные особенности памяти.

 

Основные понятия: память, виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, двигательная, эмоциональная, образная, эйдетическая, словесно-логическая, произвольная, непроизвольная, послепроизвольная; процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, припоминание; свойства памяти: объем, точность, скорость и прочность запоминания, готовность к воспроизведению.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение и общая характеристика памяти. Теории памяти.

2. Виды, процессы, закономерности, механизмы памяти.

3. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

4. Качества памяти.

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература

1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Еникеев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 640 с.

2. Крысько, В.Г. Психология. Курс лекций: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 251 с.

3. Марцинковская Т.Д. Психология Издание: 1-е изд. - М. Изд-во Академия, 2013

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов.В 3 кн.Кн.1 - 5-е изд. Общие основы психологии.учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М Изд-во Владос, 2010.

5. Островский, Э.В. Основы психологии: учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 с.

6. Штейнемец А.Э. Общая психология. Издание: 2-е изд., перераб. М. изд-во Академия, 2012.

Дополнительная литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

2. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1984.

3. Как сохранить и улучшить память./Под ред. Бакланова. – М.: Воскресенье,1995.

4. Познавательная активность в системе процессов памяти. /Под ред. ЧуприновойН. И. -М.: Педагогика, 1989.

5. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. Шарикова В.Д. -М.: Просвещение, 1990.

 

Задания для СРС

1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: память, запоминание, забывание, сохранение, воспроизведение.

2. Составить обобщенную схему видов памяти. Дать определение каждому виду памяти.

3. Используя научную литературу, составить упражнения на развитие видов памяти, и ее индивидуальных особенностей (объем, точность, длительность, быстрота запоминания). Записать их в тетрадь.

Практическая часть

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика: ПАМЯТЬ.

Цель: Определение индивидуальных способностей памяти по методу удержанных членов ряда.

.Экспериментальные материалы и оборудование: заранее подготовить карточки на каждого испытуемого и с записанными на них 10 простых не связанных между собой слов, состоящих из 4-6 букв.

Описание методики: Помимо карточек, испытуемому заготовить бланк для ведения протокольных записей по форме:

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Успешность запоминания в зависимости от способа запоминания

 

Опыт Способы запоминания Ответы испытуемого KB коэффициент воспроизведения
все ответы кол-во правильных
1. Слуховой        
2. Зрительный        
3. Моторный        
4.Комбинированный        

 

Задание состоит из 4 опытов, между каждым из них испытуемому дают небольшой отдых (до 7 минут).

1 опыт. Преподаватель читает испытуемому вслух один ряд слов со скоростью одно слово за 5 секунд и после 10 секундной паузы предлагает испытуемым вписать в протокол запомнившиеся слова в любой последовательности

2 опыт. Преподаватель кладет перед каждым испытуемым вторую карточку, перевернутую вниз словами. По сигналу преподавателя каждый испытуемый переворачивает и смотрит на нее в течение 10 секунд. По новому сигналу карточку перевернуть снова и записать в протоколе все запомнившиеся слова.

3 опыт. Преподаватель кладет карточку вниз словами перед каждым испытуемым (3-ю карточку с новым рядом слов). По сигналу преподавателя

шепотом прочесть весь ряд слов. Затем снова перевернуть карточку вниз словами и записать в протоколе все запомнившиеся слова.

4.опыт. Преподаватель зачитывает вслух ряд слов с четвертой карточки. Для лучшего запоминания каждый испытуемый повторяет шепотом услышанное слово и рукой «записывает» его в воздухе. Затем по сигналу преподавателя записывает в протоколе все запомнившиеся слова.

Фиксация результатов осуществляется каждым испытуемым в своем протоколе занятий.

Обработка результатов:

1. Проверить результаты воспроизведения слов по программе экспериментатора.

2. Определить количество удержанных в памяти слов на каждом этапе задания.

3. Для каждого этапа задания вычислить коэффициент воспроизведения (KB) по формуле: KB = — х 100%, где m – количество запомнившихся стимульных слов, М - обще количество предъявленных стимулов-слов, которое равно 10.

Выводы: в процессе анализа результатов опыта сравнивают значения коэффициентов воспроизведения для разных этапов, на основании чего делают выводы о преобладающем типе памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: