Тема: Память
Цель: изучить понятие памяти, процессы памяти, свойства памяти и определить индивидуальные особенности памяти.
Основные понятия: память, виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, двигательная, эмоциональная, образная, эйдетическая, словесно-логическая, произвольная, непроизвольная, послепроизвольная; процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, припоминание; свойства памяти: объем, точность, скорость и прочность запоминания, готовность к воспроизведению.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Определение и общая характеристика памяти. Теории памяти.
2. Виды, процессы, закономерности, механизмы памяти.
3. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
4. Качества памяти.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
Литература для подготовки к занятию:
Основная литература
|
|
1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Еникеев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 640 с.
2. Крысько, В.Г. Психология. Курс лекций: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 251 с.
3. Марцинковская Т.Д. Психология Издание: 1-е изд. - М. Изд-во Академия, 2013
4. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов.В 3 кн.Кн.1 - 5-е изд. Общие основы психологии.учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М Изд-во Владос, 2010.
5. Островский, Э.В. Основы психологии: учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 с.
6. Штейнемец А.Э. Общая психология. Издание: 2-е изд., перераб. М. изд-во Академия, 2012.
Дополнительная литература
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.
2. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1984.
3. Как сохранить и улучшить память./Под ред. Бакланова. – М.: Воскресенье,1995.
4. Познавательная активность в системе процессов памяти. /Под ред. ЧуприновойН. И. -М.: Педагогика, 1989.
5. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. Шарикова В.Д. -М.: Просвещение, 1990.
Задания для СРС
1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: память, запоминание, забывание, сохранение, воспроизведение.
2. Составить обобщенную схему видов памяти. Дать определение каждому виду памяти.
3. Используя научную литературу, составить упражнения на развитие видов памяти, и ее индивидуальных особенностей (объем, точность, длительность, быстрота запоминания). Записать их в тетрадь.
Практическая часть
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.
|
|
Методика: ПАМЯТЬ.
Цель: Определение индивидуальных способностей памяти по методу удержанных членов ряда.
.Экспериментальные материалы и оборудование: заранее подготовить карточки на каждого испытуемого и с записанными на них 10 простых не связанных между собой слов, состоящих из 4-6 букв.
Описание методики: Помимо карточек, испытуемому заготовить бланк для ведения протокольных записей по форме:
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Успешность запоминания в зависимости от способа запоминания
Опыт | Способы запоминания | Ответы испытуемого | KB коэффициент воспроизведения | |
все ответы | кол-во правильных | |||
1. Слуховой | ||||
2. Зрительный | ||||
3. Моторный | ||||
4.Комбинированный |
Задание состоит из 4 опытов, между каждым из них испытуемому дают небольшой отдых (до 7 минут).
1 опыт. Преподаватель читает испытуемому вслух один ряд слов со скоростью одно слово за 5 секунд и после 10 секундной паузы предлагает испытуемым вписать в протокол запомнившиеся слова в любой последовательности
2 опыт. Преподаватель кладет перед каждым испытуемым вторую карточку, перевернутую вниз словами. По сигналу преподавателя каждый испытуемый переворачивает и смотрит на нее в течение 10 секунд. По новому сигналу карточку перевернуть снова и записать в протоколе все запомнившиеся слова.
3 опыт. Преподаватель кладет карточку вниз словами перед каждым испытуемым (3-ю карточку с новым рядом слов). По сигналу преподавателя
шепотом прочесть весь ряд слов. Затем снова перевернуть карточку вниз словами и записать в протоколе все запомнившиеся слова.
4.опыт. Преподаватель зачитывает вслух ряд слов с четвертой карточки. Для лучшего запоминания каждый испытуемый повторяет шепотом услышанное слово и рукой «записывает» его в воздухе. Затем по сигналу преподавателя записывает в протоколе все запомнившиеся слова.
Фиксация результатов осуществляется каждым испытуемым в своем протоколе занятий.
Обработка результатов:
1. Проверить результаты воспроизведения слов по программе экспериментатора.
2. Определить количество удержанных в памяти слов на каждом этапе задания.
3. Для каждого этапа задания вычислить коэффициент воспроизведения (KB) по формуле: KB = — х 100%, где m – количество запомнившихся стимульных слов, М - обще количество предъявленных стимулов-слов, которое равно 10.
Выводы: в процессе анализа результатов опыта сравнивают значения коэффициентов воспроизведения для разных этапов, на основании чего делают выводы о преобладающем типе памяти.