Лабораторная работа № 7

 

Тема: ЛИЧНОСТЬ. ПОТРЕБНОСТНО- МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.

 

Цель: научиться изучать потребностно-мотивационную сферу личности.

 

Основные понятия:

Основные вопросы:

1. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека.

2. Понятие о потребности. Классификации потребностей.

3. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

4. Механизмы развития мотивов по А.Н. Леонтьеву.

Литература для подготовки к занятию:

 

1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Еникеев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 640 с.

2. Крысько, В.Г. Психология. Курс лекций: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 251 с.

3. Марцинковская Т.Д. Психология Издание: 1-е изд. - М. Изд-во Академия, 2013

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов.В 3 кн.Кн.1 - 5-е изд. Общие основы психологии.учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М Изд-во Владос, 2010.

5. Островский, Э.В. Основы психологии: учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 с.

6. Штейнемец А.Э. Общая психология. Издание: 2-е изд., перераб. М. изд-во Академия, 2012.

Практическая часть

Методика эмоциональной направленности личности (по Б.И. Додонову)

Инструкция: Отвечая на предложенную Вам анкету, отмечайте свои ответы в предложенной Вам таблице, в клетку соответствующую номеру вопроса Вы ставите, если «Да «- «+», если «Нет» - «-».

АНКЕТА

1. Я часто беспокоюсь за близких друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими переживаниями и мыслями.

3. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

4. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-либо новом неизведанном месте.

7. Испытываю большую радость самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над соперниками.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах событий и явлений.

18. Я могу прийти в состояние восторга от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы обойтись без друзей.

23. Я могу пойти на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

25. Я человек решительный.

26. Я люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в порядок.

28. Произведения искусства могут тронут меня до слез.

29. Люблю приятное времяпрепровождение: вечеринки, компании.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив.

34. Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет в даль.

37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках, находках.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен к лени.

40. Я люблю рассматривать свою коллекцию.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне приятное.

43. Мне всегда хочется как можно быстрее взять реванш при неудачах.

44. Мое настроение поднимается от того, что работа выполнена хорошо.

45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

 

Обработка данных: Подсчитывается количество положительных ответов по каждому столбцу таблицы.

                   
                   
                   
                   
                   

 

Интерпретация данных: альтруистическая направ. 1,11,21,31, 41

коммуникативная 2, 12, 22, 32, 42

глорическая 3, 13, 23, 33, 43

праксическая 4, 14, 24, 34, 44

пугническая 5, 15, 25, 35, 45

романтическая 6, 16, 26, 36, 46

гностическая 7, 17, 27, 37, 47

эстетическая 8, 18, 28, 38, 48

гедонистическая 9, 19, 29, 39, 49

акизитивная 10, 20, 30, 40, 50

5 баллов явно выраженный тип ОЭН.

4 балла имеется в наличии.

2-3 балла - выражено средне.

0-1 балл - невыражено

 

Направленность личности в виде потребностей, выступает как проекцию на эмоциональную сферу. В силу того, что направленность личности определяется прежде всего потребностно-мотивационной сферой личности и определяющая цели ориентации индивида, которые в конечном счете направлены на удовлетворение потребностей. Таким образом, общая эмоциональная направленность личности - это ориентация личности на определенное качество отношений и переживаний к ним. Одним из положений, определяющих формирование общей эмоциональной направленности, является наличие природных предпосылок, выступающих в виде потребностей организма в систематическом эмоциональном насыщении, без которого он не в состоянии нормально развиваться и функционировать. Предложенная Б.И. Додоновым классификация типов ОЭН определяет доминирующие потребности:

1. Альтруистическая - стремление к полезности у окружающих, желание делать добро окружающим.

2. Коммуникативная - стремление ко взаимодействию и общению с окружающими (потребность в общении).

3. Праксическая - стремление к деятельности, ориентация на процесс и результат деятельности.

4. Гностическая - стремление к познанию окружающего мира.

5. Романтическая - стремление к тайному неизвестному, экскурсиям и путешествиям.

6. Пугническая - стремление к борьбе и опасностям.

7. Глорическая - стремление к славе и восхищениям, желание быть в центре внимания.

8. Эстетическая - стремление к чувству прекрасного в мире музыки, живописи, литературы, искусства.

9. Акизитивная - стремление к накопительству и мещанству.

10. Гедонистическая - стремление к наслаждениям, удовольствиям и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: