Содержание заданий, выносимых на СРС

Тема Тема СР Кол-во часов, на выполн. заданий Сроки проверки результатов СРС
Психология как наука. История и этапы становления психологии как науки. Основные психологические теории и направления Рассмотреть основные психологические школы: бихевиоризм и необихевиоризм; глубинная психология, Фрейд – основоположник психоанализа; школа гештальтпсихологии и ее представители; когнитивная психология; Ж. Пиаже – автор теории развития детского мышления; общая характеристика гуманистической школы      
Предмет, задачи, методы, структура современной психологии. Тема: Методы исследования в психологии
Используя литературные источники, описать в табличной форме, методы психологического исследования, различных авторов. Классификация С.Л.Рубинштейна (5), классификация Г.Д.Пирьова, классификация Б.Г.Ананьева, классификация М.С.Роговина и Г.В.Залевского (4), классификация В.Н.Дружинина (4). Литературные источники: 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 2. Гиппенрейтер Б.В. Введение в общую психологию. Изд-во Московского ун-та. 1988. 3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., «Мир». 1999. 4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Питер. 2001. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер.2000. 6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. Питер. 2000. 7. Психология и новые идеалы научности

 

   
Зарождение и эволюция психики Конспекты: 1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000 (подтема зарождение психики) Ответы на вопросы:
  • Отличие психики животных от человека?
  • Отличие языка животных от человеческой речи?
  • Что такое смысл? И как он рождается?
2. Лурия А. Р. О природе психологических функций и ее изменчивости в свете генетического анализа / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С. 4.
   
Бессознательное, сознание и самосознание в структуре психики человека
Подготовить материал по вопросам: состояния сознания (сон и бодрствование); патологические состояния сознания, вызываемые наркотическими и другими химическими веществами; измененные состояния сознания, результат гипноза и медитации Литература: 1. Степанов С. Популярная психологическая

энциклопедия. – М., 2006.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. –М., 1996.

3. Романин А.Н. Психоанализ. –М., 2005.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов –н/Д, 2003.

5. Степанов В.В., Ступицкий В.П. Психология.- М., 2004.

6. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум.- М., 2004.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М., 2002

 

 

     
Психологическая теория деятельности Подготовить материал по вопросам: С. Л. Рубинштейна (1889-1960), - принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьева (1903-1979), - общность строения внешней и внутренней деятельности. (По материалам авторов)    
Ощущение и восприятие Подготовить материал по вопросам: вклад психофизика Г.Т. Фехнера в изучение феномена «ощущение»; определения разностных порогов чувствительности; определение границ полей зрения и функциональной асимметрии глаз; исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации; определение абсолютных порогов слуховой чувствительности; определение зрительных пространственных порогов различия (точность глазомера. Конспектирование: Коссов Б. Б. О некоторых законах восприятия, различения и опознания простых и сложных объектов / Б. Б. Косов // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 50.    
Память 1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: память, запоминание, забывание, сохранение, воспроизведение. 2. Составить обобщенную схему видов памяти. Дать определение каждому виду памяти. 3. Используя научную литературу, составить упражнения на развитие видов памяти, и ее индивидуальных особенностей (объем, точность, длительность, быстрота запоминания). Записать их в тетрадь. 4. Подготовить памятки для детей подростково-юношеского возраста по развитию памяти. 5. Подготовить памятки для родителей по научной организации труда для их ребенка.    
Мышление, речь и воображение 1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: мышление, операции мышления, рефлексия, гипотеза, дедукция, индукция, понятие, суждение, умозаключение, инсайт. 2. Составить обобщенную схему видов мышления. Дать определение каждому виду мышления. Конспект 3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. – С. 374-381. 4. Выготский Л.С. Мышление как особо сложная форма поведения. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. ‑ М.: Педагогика, 1991. – 480 с. – С. 190-214.   5. Подготовить информацию для учащихся «Как правильно решать мыслительные задачи». 6. Подготовить памятку для родителей «Как развивать грамотную речь у ребенка?»    
Внимание 1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: внимание, виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), концентрация внимания, объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания. 2. Составить обобщенную схему видов внимания. Дать определение каждому виду. 3. Для конспектирования Рубинштейн С.Л. Внимание / Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. – С. 417-431. 4. Разработать памятку для учащихся «Как стать внимательным?» 5. Подобрать упражнения на развитие внимания.    
Эмоционально-волевая сфера человека 1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: эмоции, амбивалентность, аффект, апатия, депрессия, стресс, чувство, эмпатия, вдохновение, страсть, воля, волевое усилие, волевой акт, сила воли, самоконтроль, саморегуляция. 2. Подобрать фото, картинки, рисунки с изображением различных эмоций человека. Конспектирование: 1. Конопкин О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 3. 2. Моросанова В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 118.    
Темперамент 1. Составить словарь терминов по следующим по следующим психологическим понятиям: темперамент, интроверсия, экстраверсия, эмоциональная лабильность, сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность, возбуждение ЦНС, торможение ЦНС. 2. Для конспектирования Теплов Б.М. Темперамент и формирование характера / Популярная психология. - М., Просвещение, 1990. – С. 302-306.   3. Подбор отрывков из художественной литературы раскрывающих особенности проявления различных видов темперамента.    
Характер 1. Составить словарь терминов по следующим психологическим понятиям: характер, акцентуация, конституция тела, 2. Ответить на вопросы:
  • Факторы влияющие на формирования характера?
  • Как воспитать характер?
  • Каковы этапы формирования характера?
  • Можно ли исправить характер? И как?
  • Какие эмоции и чувства формируют невротические черты характера?
   
Способности 1. Составить словарь терминов по следующим психологическим понятиям: способности, задатки, талант, гениальность, одаренность. 2. Ответы на вопросы:
  • Что такое одаренность?
  • Типология одаренности?
  • Проблемы современности школьного обучения одаренного ребенка
  • Как выявить одаренных детей?
3. Конспектирование: Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
   
Психология личности 1. Составить словарь терминов по теме «Личность» 2. Конспектирование: Божович Л.И. Формирование личности в детском возрасте с. 35-84.    
       

 

Экзаменационные вопросы по курсу «Общая психология»

1. Психология как наука. Этапы становления психологии.

2. Бихевиоризм как поведенческая психологическая теория.

3. Психоанализ как наука о бессознательном.

4. Гуманистическое направление как основа изучения свободной, самореализованной личности.

5. Когнитивная психология как наука о роли и влиянии познавательных процессов на развитие психики человека.

6. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

7. Предмет, задачи и структура современной психологической науки.

8. Методология психологии. Современное состояние психологической науки.

9. Зарождение психики в филогенезе. Этапы и уровни становления психики. Теория А.Н. Леонтьева – К. Фабри.

10. Природа психики человека. Возникновение сознания человека. Основные психологические характеристики сознания. Структура сознания.

11. Проблемы бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.

12. Самосознание: понятие, структура, значение в жизни человека. Самосознание как основа развития личности.

13. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

14. Деятельность: структура, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

15. Общая характеристика основных видов деятельности человека /игра, учение, труд/.

16. Потребности как источник активности. Классификация потребностей.

17. Классификация мотивов. Мотивация поведения и деятельности человека.

18. Проблема человека в психологии. Человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект.

19. Общее понятие о личности. Жизненный путь личности.

20. Проблема субъекта и субъектности в отечественной психологии.

21. Основные психологические теории личности в зарубежной психологии. Структуры личности (на примере одной из теорий)

22. Основные психологические теории личности в отечественной психологии. Структуры личности (на примере одной из теорий).

23. Направленность личности и ее проявления. Диагностика и пути развития направленности.

24. Индивидные свойства человека.

25. Общее понятие о характере. Типологии характера (на примере отечественной и зарубежной психологии).

26. Акцентуации характера их классификации, Роль и влияние акцентуации характера на жизнедеятельность индивида.

27. Понятие о темпераменте. Проблемы изменчивости темперамента.

28. Темперамент. Психологические свойства типов темперамента.

29. Темперамент и характер диагностика и развитие.

30. Общее понятие о способностях. Виды способностей.

31. Способности и задатки. Развитие способностей.

32. Проблема выявления и измерения способностей.

33. Общая характеристика познавательной деятельности человека.

34. Общая характеристика ощущений. Классификация ощущений. Свойства и закономерности ощущений. Развитие ощущений.

35. Общая характеристика восприятия. Классификация восприятия. Свойства восприятия. Развитие у учащихся наблюдательности.

36. Общее понятие о внимании Виды внимания. Свойства внимания.

37. Развитие внимания и внимательности в процессе обучения и труда.

38. Общая характеристика памяти. Процессы, виды, качества, закономерности памяти

39. Мнемические действия человека. Приемы рационального запоминания учебного материала. Развитие памяти в учебной деятельности.

40. Общая характеристика мышления. Виды, процессы, свойства мышления и его индивидуальные особенности.

41. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи.

42. Мышление как процесс решения задач. Особенности решения проблемных задач.

43. Развитие форм мышления. Понятия и их формирование в процессе обучения.

44. Общая характеристика воображения. Виды, функции, свойства воображения и его индивидуальные качества.

45. Общая характеристика эмоций и чувств. Функции эмоций.

46. Классификация чувств и эмоций. Формы переживания чувств.

47. Эмоциональные состояние личности.

48. Высшие чувства их характеристика и развитие.

49. Понятие о воле. Структура волевого акта

50. Волевые качества личности и их развитие.

 

Основная литература

 

  1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Еникеев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 640 с.
  2. Крысько, В.Г. Психология. Курс лекций: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 251 с.
  3. Марцинковская Т.Д. Психология Издание: 1-е изд. - М. Изд-во Академия, 2013
  4. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов.В 3 кн.Кн.1 - 5-е изд. Общие основы психологии.учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М Изд-во Владос, 2010.
  5. Островский, Э.В. Основы психологии: учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 с.
  6. Штейнемец А.Э. Общая психология. Издание: 2-е изд., перераб. М. изд-во Академия, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997.

3. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. – М.: Просвещение, 1994.

4. Атлас по психологии. (Учебное пособие) /Гамезо М.В., Домашенко И.А. - 2004, 276с.

5. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - 2003, 672с.

6. Бакланова Н.К. Бакланов К.В. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. – М.: ИПО Профиздат, 2000, 144с.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 2007.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2007.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

10. Занимательная психология. /Шапарь В.Б. - 2006, 431с.

11. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

12. История психологии: идеи, концепции, направления. (Учебное пособие) Абдурахманов Р.А. - 2008, 326с.

13. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2002, 480с.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: В 2т. – М., 1983. – Т.2.

15. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993.

16. Маклаков И.А. «Общая психология курс лекций СПб – 2007., с. 494.

17. Максименко С.Д. Общая психология Изд-во: Рефл-бук. -2004., с.523

18. Марцинковская Т.Д. История психологии. Издание: 9-е изд. стер. - М. Изд-во Академия, 2009

19. Общая психология. (Учебно-методическое пособие) Под ред. Гамезо М.В. Издательство: Ось-89- 2007, 352с.

20. Общая психология: познавательные процессы. (Учебное пособие) Козубовский В.М. - 2008, 368с.

21. Общая психология. Схемы. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. - 2003, 288с.

22. Общая психология. Завтра экзамен. Щербатых Ю.В. - 2008, 272с.

23. Общая психология. Конспект лекций. Дмитриева Н.Ю. - 2007, 128с.

24. Общая психология: познавательные процессы. (Учебное пособие) Козубовский В.М. - 2008, 368с.

25. Общая психология. Схемы. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. - 2003, 288с.

26. Общая психология. Тесты. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. - 2003, 192с.

27. Общая психология. Шпаргалки. Дмитриева Н.Ю. - 2008, 32с.

28. Основы общей психологии. (Учебник) Рубинштейн С.Л. -2002, 720с. (Сер. "Мастера психологии")

29. Основы психологии. (Учебное пособие) Сорокун П.А. - 2005, 312с.

30. Психология. В 3-х книгах. (Учебник) Немов Р.С. - 1995-2003гг.

31. Психология в вопросах и ответах. (Учебное пособие) Тертель А.Л. (2005, 176с.)

32. Психология индивидуальных различий. Ильин Е.П. -2004, 701с. (Сер. "Мастера психологии")

33. Психология личности. (Учебное пособие) Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. - 2007, 656с.

34. Психология личности. Конспект лекций. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. - 2008, 160с.

35. Психология индивидуальных различий (тексты) – М., 2000.

36. Психология ощущений и восприятия (тексты) – М., 1999.

37. Психология памяти (тексты) – М., 1998.

38. Психология. (Учебник) Под ред. Дружинина В.Н. - 2009, 656с.

39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

41. Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология. Изд-во: Эксмо.,- 2007,с. 560.

42. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

43. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1991.

44. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

45. Фромм Эрих. Искусство любви. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991.

46. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн., 1998.

47. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Издат. группа "Прогресс" – "Универс", 1993.

48. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.

50. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.

51. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2001.

52. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.

53. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996.

54. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

55. Что такое психология. В 2-х т. (Учебник) Годфруа Ж., пер. с франц. (1992, 1996); - 496с., 376с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: