Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже

 

Стадия Возраст Характерное поведение
Сенсомоторная От рождения до 1,5–2 лет Ребенок познает мир посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Дооперациональная 1. Допонятийная стадия (2–4) 2.Интуитивная (переходная) стадия (5–7) От 2 до 7 лет Познание мира через собственные действия. Пользуются своим повседневным опытом для построения конкретных знаний. Формируются понятия. Пользуются символами, таким как язык для сообщения их окружающим. Понятия ограничены личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. Дети имеют ограниченные, «магические представления» о причинах и следствиях; испытывают трудности при классификации объектов или событий. Анимизм; материализация, эгоцентризм. Ограничения: конкретность, необратимость, эгоцентричность, центрация, инвариантность (объема, массы, количества и числа).
Конкретных операций От 7 до 12 лет Дети начинаю мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (если наличествует конкретный объект и событие). Достигается понимание сохранения. Гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь» и «сейчас», поиск причинно-следственных связей.
Формальных операций С 12 лет Подросток способен провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: он может систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать про прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Мышление подростка более похоже на мышление взрослых.

 

Допонятийная стадия

Анимизм Вера в то, что практически все движущиеся объекты – живые. Солнце, Луну, машины, поезда ребенок считает живыми существами.
Материализация Вера в то, что объекты и люди из фантазий и снов – реальны. Монстр из сна действительно скрывается под кроватью.
Эгоцентризм Видение и осмысление вещей исключительно с собственной точки зрения. «Если я это вижу, ты должен тоже это видеть».

Интуитивная стадия

Символическая репрезентация Использование действий, образов или слов для представления (изображения) объектов и событий. Кубики изображают дома; названия представляют объекты.
Социоцентричное мышление Начало способности понимать точку зрения других. «Может, ты не хочешь играть в ту игру, в которую я хочу?»

 

Ограничения дооперационального мышления

Конкретность Неумениеобращатьсясабстракциями. Мышление ориентировано на «здесь и сейчас», а не на то, что могло бы быть.
Необратимость Невозможность видеть обратимость изменений; одна из причин отсутствия понимания сохранения. «У меня есть брат, но у него нет братьев и сестер».
Центрация Невозможность сконцентрироваться в один момент времени более чем на одном аспекте проблемы. Мышление фокусируется на одном измерении объекта, упуская из виду другие.

 

Развитие речи и концепция эгоцентризма. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж. Пиаже назвал эго-центрической (генетически первичной). Эгоцентрическая речь: 1) не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры; 2) будучи речью для себя, а не для другого, она не учитывает точку зрения другого; 3) она по преимуществу и есть речь ребенка о себе.

Эгоцентрическую речь Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи Пиаже относит различные формы информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы, приказания и т. д.

Вопросы:

1. Что такое феномен сохранения?

2. Объясните понятия ассимиляция и аккомодация в рамках теории Ж. Пиаже.

3. Какие стадии когнитивного развития были разработаны Ж. Пиаже?

4. Что Ж. Пиаже понимал под понятием эгоцентрическая речь? Как эгоцентрическая речь преобразуется в социальную речь?

5. Какие ограничения дооперационального мышления выделил Ж.Пиаже?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: