Л.С. Выготский и его школа (1896–1934)

 

Область исследования Л.С. Выготского – психология сознания. Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию развития личности; внес вклад в специальную психологию (структура дефекта – первичный, вторичный, сохранная функция, зона ближайшего развития (ЗБР), зона актуального развития (ЗАР)); ввел понятия высшие психические функции (ВПФ), кризис и кризисный период.

По Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Человек является социальным существом, вне взаимодействия общества он не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате всего человечества.

Высшие психические функции первоначально возникают как форма коллективного поведения ребенка, форма сотрудничества с другими людьми. Впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Пример: первоначально речь – средство общения, далее, в процессе развития – она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

С возрастом меняется отношение к среде. Меняется и роль среды в развитии. Среда рассматривается не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями («узел», в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств) ребенка.

Законы психического развития ребенка

Цикличность (сложная организация во времени), закон метаморфозы, неравномерность, сочетание процессов эволюции и инволюции. Целостность. Сензитивность. Компенсация.

Детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм, который не совпадает с ритмом времени; темп, который меняется в разные годы жизни. Год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии заключается в качественных изменениях. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития (развитие в онтогенезе системного и смыслового строения сознания). Человеческое сознание – система отдельных процессов. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. В раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений.

Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова – обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Закон развития высших психических функций

Первоначально ВПФ – как форма коллективного поведения, форма сотрудничества с другими людьми, впоследствии – внутренние индивидуальные функции самого ребенка. Отличительные признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие ВПФ связано с обучением. Детское развитие подчиняется не действию биологических законов, а действию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Развитие происходит путем освоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Согласно его теории развития высших психических функций, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»[17].

В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития – натурального и социального.

«Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным»[18].

Здесь возникают два главных вопроса психологии развития:

1) какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и

2) какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста?

Обучение как условие развития.

Развитие и обучение – разные процессы. Развитие – это процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.

Обучение – это внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития изначально формируется в совместной деятельности с другими, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение должно ориентироваться не на созревшие функции, пройденные циклы развития, а на созревающие функции.

 

Вопросы:

1. Назовите законы психического развития ребенка по Л.С. Выготскому.

2. Объясните связь обучения и развития по Л.С. Выготскому.

3. Объясните связь обучения и ЗБР по Л.С. Выготскому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: