Ж. Пиаже и когнитивное развитие ребенка (1896–1980)

 

Ж. Пиаже – швейцарский психолог, структуралист. Его интересовала структура мышления, и каким образом интеллект перерабатывает информацию. Интеллект не просто реагирует на раздражители, а растет, меняется и адаптируется к миру. Сотрудничество Ж. Пиаже и Симона и Бине, работавших над созданием стандартизированного теста для определения уровня интеллекта школьников (Парижская лаборатория): усовершенствование стандартизированных версий шкалы интеллекта. Пиаже интересовался закономерностями, обнаруженными в неправильных ответах испытуемых. В связи с чем Пиаже предположил, что существуют различия между детьми и взрослыми, не ограничивающиеся объемом знаний, они включают также различия в способе познания. Мышление детей отличается как количественно, так и качественно.

В исследовании Пиаже открыл, что стандартизированные вопросы приводят к стереотипным ответам и предложил использовать методику клинического интервью и манипуляцию стимульным материалом. Результатом интервью служил вывод – для описания интегрированных процессов мышления у детей можно использовать логические модели. В качестве иллюстрации Пиаже разработал эксперимент для проверки понимания детьми феноменов сохранения. «Сохранение» – осознавание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменение его формы или внешнего вида. Согласно автору, до достижения определенной стадии развития дети формируют свои суждения, опираясь в большей степени на перцептивные, чем логические процессы. Они верят своим глазам.

Например, младшие дети видят, что уровень жидкости выше в высоком стакане и поэтому считают, что там жидкости больше. Дети 6 лет и старше знают, что количество остается одинаковым независимо от размера или формы стакана. Такая способность детей говорит о том, что им доступно понятие сохранения. Дети 6 лет и более не основываются в своих суждениях исключительно на восприятии, а используют логику.

Активный интеллект. Интеллект не есть чистая доска; получаемые человеком сведения, перцептивные образы, субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта. Ассимиляция – процесс включения новой информации в качестве составной части в уже имеющиеся у индивида схемы (интерпретация нового опыта исходя из существующих ментальных структур без какого-либо их изменения). Аккомодация –изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.

Биологическая модель Пиаже и адаптация к миру. Когда животное ест, одновременно происходят два процесса: приспособление (аккомодация) организма к пище и усвоение (ассимиляция) пищи, которая становится частью самого животного. Интеллект развивается аналогичным образом. Схемы –ментальные структуры. Это способ обработки информации, меняющийся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Два типа схем: сенсомоторные и когнитивные (понятия) схемы и действия.

Уравновешивание. Обозначение основного процесса адаптации. Интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией; установлению несоответствий между реальностью и отображенным, созданным в уме. Для Пиаже развитие интеллекта – важный пример биологической адаптации. Он полагал, что такие функции адаптации как ассимиляция и аккомодация образуют основу человеческой интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяют человеку выжить как виду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: