Менеджмент персонала – это не только подбор и расстановка кадров, но и управление поведением людей. В этой связи важное значение приобретают вопросы мотивации труда, сочетания интересов работников и предприятия.
Объективные потребности инновационного развития обусловили возникновение новой концепции подготовки кадров, нацеленной на формирование творческой личности, стремящейся к самореализации в процессе труда. Новый поход к управлению персоналом требует решения двух типов задач: первый – изучение человека на предприятии, второй – разработка программы действий, направленной на наилучшее удовлетворение потребностей отдельного сотрудника.
В рамках современных теорий управления человеческими ресурсами новое значение приобретают даже ранние теории мотивации, так как они дают понятие об основных потребностях работника.
Мотивация – это готовность работника приложить определенные усилия для достижения целей организации, при этом стремясь к удовлетворению своих потребностей. Потребность – это внутреннее состояние, которое делает привлекательными для индивидуума определенные результаты деятельности. Неудовлетворенная потребность создает у человека стресс, напряжение, стимулирующее поиск этим человеком средств для удовлетворения потребности. Мотивированный работник находится в состоянии напряжения и прилагает усилия по достижению поставленных перед ним целей, если это приведет к удовлетворению его потребностей.
Ранние теории мотивации
Иерархия потребностей Маслоу
А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий (от низших к высшм):
А) физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сне и т. д.
Б) потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем, например, является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с надежным видом на пенсию.
В) социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, - это потребности в привязанности, принадлежности к какой-то группе людей, в любви и дружбе.
Г) потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
Д) потребности самовыражения – потребность в максимальной реализации своих потенциальных возможностей.
Хотя ни одну потребность нельзя удовлетворить полностью, потребность, удовлетворенная в основном, больше не мотивирует поведение человека. По теории Маслоу, потребности нижних уровней (А, Б) первыми требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней (В, Г, Д). В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть в основном удовлетворена потребность более низкого уровня.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней.






