Теория «Z» и теория «A» У. Оучи

У. Оучи предложил свое понимание рассматримаего вопроса, получившего название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках.

Теория «Z» Японские организации Теория «А» Американские организации
Крупные вложения в обучение. Малые вложения в обучение.
Общее обучение Обучение конкретным навыкам.
Неформализованная оценка. Формализованная оценка.
На первом месте – внутренние факторы. На первом месте внешние факторы..
Долгосрочный найм. Краткосрочный найм
Неспециализированная лестница продвижения. Специализированная лестница продвижения.
Подразумеваемые контракты. Прямые контракты по найму.
Групповая ориентация в работе. Индивидуальное рабочие задания

Двухфакторная теория Герцберга

Ф. Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. Согласно выводам Герцберга, факторы мотивации можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими» факторами и мотиваторами.

Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. В отличие от этого, отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение работой и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

«Гигиенические» факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотиваторы – с самим характером и сущностью работы. К факторам гигиены относятся условия труда, заработная плата, отношения с коллегами, личная жизнь, отношения с подчиненными и непосредственным начальством, положение в компании, защищенность. К мотиваторам – достижения, признание, работа как таковая, ответственность, продвижение по службе, профессиональный рост.

Сейчас в дополнение к этим мотиваторам современные исследователи выделяют фактор доступа к информации. Связано это с тем, что сотрудник, который осведомлен как об успехах, так и о проблемах организации, понимает свое место в организации, понимает ее цели, - значит, он более мотивирован. Более того, подчиненный, доверяющий своему руководителю, потенциально более работоспособен и лоялен. Такая вера может сформироваться только в условиях полного информирования работника о состоянии дел в организации, отрасли, в которой организация функционирует, рынка в целом.

Итак, для того, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда. В ходе выполнения программы «обогащения» труда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю.

Современные теории мотивации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: