Теория «Х» и теория «У» МакГрегора

Д. МакГрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

®Задания, которые получает подчиненный;

®Качество выполнения задания;

®Время получения задания;

®Ожидаемое время выполнения задания;

®Средства, имеющиеся для выполнения задания;

®Коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

®Инструкции, полученные подчиненным;

®Убеждение подчиненного в посильности задания;

®Убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

®Размер вознаграждения за проведенную работу;

®Уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Д. МакГрегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».

Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

Теория «Х» Теория «У»
Человек изначально не любит работать и будет избегать работы. Работа для человека так же естественна, так же, как игра или отдых
Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. Внешний контроль – не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.
Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему прежде всего нужна защищенность.   Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации

Данный подход предполагает, что соответствующий стиль управления руководителя формирует ответную реакцию коллектива в форме его поведенческих установок. Автократический стиль порождает ленивого сотрудника, которого нужно заставлять работать (теория “Х ”). Демократический стиль стимулирует появление инициативы у персонала (теория “Y ”). Согласно теории “Z ”, организация будет действовать особенно успешно, если ее менеджмент руководствуется такими принципами, как формирование глубоких убеждений в совместных этических ценностях, взращивание сильной корпоративной культуры, холистический подход к работнику (фирма – это семья) и т.п.

В чистом виде теории «Х» и «У» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными. Теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, основанный на удовлетворении низших потребностей (по иерархии Маслоу), теория «У» является демократическим стилем управления, основанным на удовлетворении высших потребностей, и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе. Сам МакГрегор считал, что положения теории «У» правильнее отражают истинную природу работника.

Конечно, это деление чисто теоретическое и на практике имеет место комбинация различных стилей управления. Такое явление называется сочетанием стилей руководства. Хотя многие успешные менеджеры (например, К. Й. Нойкирхен, имеющий репутацию «спасителя корпораций») придерживаются более жесткого стиля управления, соответствующего теории «Х».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: