Какие приёмы, характерные для драматического рода произведений и с какой целью использует автор в данном отрывке?

АФИША - это список действующих лиц с авторскими пояснениями;

 

РЕМАРКА - это внутритекстовые авторские пояснения к происходящему на сцене, декорациям, поведению героев; ремарка, по сути, единственный способ донести до читателя прямо, без театральных посредников, авторский голос;

 

РЕПЛИКА - это слова персонажей драматического произведения; реплики организуют сценические диалоги героев;

 

ЯВЛЕНИЕ (или картина, или сцена) - это сюжетно законченный фрагмент текста драматического произведения; каждое явление (или сцена, или картина) представляют собою отдельный законченный момент сценического действия, иначе говоря - эпизод.

 

Так как драма - это сценическое действие, театральное зрелище, то оно рассчитано не столько на общение одного читателя с авторским текстом (как романы, рассказы, поэмы, стихи, где читатель и произведение "общаются" тет-а-тет, наедине друг с другом), сколько на массовый контакт произведения со зрителями. В театры приходят сотни и тысячи людей. И удержать их внимание очень и очень трудно. Поэтому фундамент любого спектакля - авторское литературное произведение - должен основываться на зрительском интересе и цепко его "держать". В этом драматургу помогает драматическая интрига.

 

ИНТРИГА (от лат. Intricare, "запутывать") - 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении. (Словарь иностранных слов, 1988.)

Также в пьесе нет главных и второстепенных героев, все выполняют важную роль.

 

Исследователи творчества Горького определяют жанр пьесы как социально-философскую драму.

Проблематика произведения весьма широка. В 90-е годы 19 века в России свирепствовал жесточайший экономический кризис. Закрывались заводы и фабрики, ширилась безработица. Тысячи рабочих и крестьян лишились средств к существованию и опустились «на дно» жизни.

 

Действие пьесы происходит в захудалой ночлежке. Здесь собирались нищие, воры, калеки – все кто выброшен из жизни. Они отличны по своей судьбе, привычкам, жизненной позиции, но одинаково брошены, голодны и ведут нищенское существование.

 

Социальный конфликт пьесы имеет несколько уровней. Ярко противопоставляются «хозяева жизни» (владелец ночлежки Костылев, полицейский Медведев, Василиса) и простые обитатели, практически лишенные прав. Таким образом, явно вырисовывается конфликт между властью и бесправными людьми. Также каждый из жителей ночлежки пережил в прошлом свою социальную драму, из-за которой вынужден вести жалкое существование. Герои по мере развития произведения рассказывают свои истории, но сам конфликт уже в прошлом. Мы наблюдаем лишь результат произошедшей жизненной драмы.

 

В произведении также присутствует любовный конфликт (взаимоотношения Пепла, Василисы, Костылёва и Наташи). Кроме того в пьесе поднимаются вопросы жизненных ценностей, самого смысла жизни, истины и лжи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: