По целевому назначению вопросы и задания могут быть классифицированы следующим образом

1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом слу­чае эти вопросы способствуют вдумчивому восприятию текста, в другом — служат одним из примеров понимания прочитанного уча­щимися. Например:

— Прочитайте рассказ-описание М. Пришвина «Березкам зяб­ко». Скажите: почему было зябко березкам?

— «Зябко». Как сказать по-другому? Подберите два-три слова, близких по смыслу.

2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора первоначально прочитанного текста. Цель их — помочь детям де­тально проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи и отношения между явлениями, событиями, поступками действу­ющих лиц произведения. Например:

— Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зеленого патруля».

— Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд.

— Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок,

3. Задания, связанные с различными видами пересказов про­читанного. Например:

— Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на вопросы, записанные на доске.

— Разделите текст на части в соответствии с планом, записан­ным на доске. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную мысль. Постарайтесь кратко изложить содержание прочитанного.

4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобще­ниям. Например:

— Подумайте: чему сказка научила своих читателей?

— Почему поступок героя можно характеризовать пословицей «Один за всех и все за одного»?

5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным твор­ческим видам деятельности и выразительному чтению произведе­ния. Например:

— Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них те, по которым можно наиболее точно определить, как надо чи­тать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовьтесь к вы­разительному чтению.

Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, кото­рые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с по­мощью подчеркивания, помет на полях. Условные обозначения дол­жны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вво­дятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчеркиваться, абзацы и от­рывки — обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п.

В малокомплектной школе организация самостоятельной рабо­ты имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую дли­тельность, обеспечивающую учителю возможность работать с дру­гим классом. В связи в этим учащимся предлагаются 2—3 последо­вательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. Но на уроке чте­ния в малокомплектной школе обязательно должно уделяться вре­мя чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и ра­боте по развитию речи. Следует широко использовать магнитофон­ные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для са­моконтроля (ответы для проверки можно давать на обороте кар­точки или на доске).

Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: