1. Задания, подготавливающие к первичному восприятию или рассчитанные на выполнение сразу же вслед за ним. В первом случае эти вопросы способствуют вдумчивому восприятию текста, в другом — служат одним из примеров понимания прочитанного учащимися. Например:
— Прочитайте рассказ-описание М. Пришвина «Березкам зябко». Скажите: почему было зябко березкам?
— «Зябко». Как сказать по-другому? Подберите два-три слова, близких по смыслу.
2. Задания, предназначенные для чтения по частям и разбора первоначально прочитанного текста. Цель их — помочь детям детально проанализировать прочитанное, раскрыть определенные связи и отношения между явлениями, событиями, поступками действующих лиц произведения. Например:
— Перечитайте рассказ и отметьте в нем отрывки, в которых говорится о делах ребят из «Зеленого патруля».
— Найдите и прочитайте, как Борю приняли в отряд.
— Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте ту часть, к которой сделан рисунок,
3. Задания, связанные с различными видами пересказов прочитанного. Например:
|
|
— Прочитайте текст и найдите предложения для ответа на вопросы, записанные на доске.
— Разделите текст на части в соответствии с планом, записанным на доске. Прочитайте каждую часть и выделите в ней главную мысль. Постарайтесь кратко изложить содержание прочитанного.
4. Задания, подготавливающие учащихся к выводам и обобщениям. Например:
— Подумайте: чему сказка научила своих читателей?
— Почему поступок героя можно характеризовать пословицей «Один за всех и все за одного»?
5. Задания, связанные с подготовкой учащихся к разным творческим видам деятельности и выразительному чтению произведения. Например:
— Прочитайте слова, записанные на доске, и выберите из них те, по которым можно наиболее точно определить, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Отдельные виды работ учащихся с изучаемым текстом, которые выполняются самостоятельно, могут быть зафиксированы с помощью подчеркивания, помет на полях. Условные обозначения должны быть едиными для всех детей. С этой целью такие знаки вводятся постепенно в процессе работы под руководством учителя. Так, отдельные слова и предложения могут подчеркиваться, абзацы и отрывки — обозначаться вертикальной чертой на полях и т.п.
В малокомплектной школе организация самостоятельной работы имеет свои особенности: задания рассчитаны на большую длительность, обеспечивающую учителю возможность работать с другим классом. В связи в этим учащимся предлагаются 2—3 последовательных задания, которые направлены на анализ произведения, подготовку к выразительному чтению, пересказу. Но на уроке чтения в малокомплектной школе обязательно должно уделяться время чтению вслух, выразительному чтению учителем, беседе и работе по развитию речи. Следует широко использовать магнитофонные записи, воспринимаемые детьми через наушники. Задания для самостоятельного выполнения должны содержать вопросы для самоконтроля (ответы для проверки можно давать на обороте карточки или на доске).
|
|
Выполнение всех самостоятельных работ учитель проверяет и учитывает.