Тема 4. РЕГИОНАЛЬНЫЙПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙРЫНОК (РПР)
1.Сущность и содержание регионального потребительского рынка
2.Региональный рынок продовольственных товаров
3.Региональный рынок непродовольственных товаров
4.Региональный рынок потребительских услуг
5.Показатели оценки состояния потребительского рынка
1. Сущность и содержание регионального потребительского рынка
РПР - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.
Региональный потребительский рынокпредставляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения. Региональный потребительский рынок включает в себя: 1.рынок продовольственных товаров, 2.рынок непродовольственных товаров, 3.рынок потребительских услуг. |
РПР представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений.
|
|
Основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена и конкуренция должны рассматриваться в рамках внутреннего внешнего экономического пространства.
Цены на региональном потребительском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов.
Основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена и конкуренция Спросна региональном потребительском рынке проявляется в форме пространственно распределенных потребностей населения региона, выраженных в денежной форме. Предложение проявляется в виде пространственно рассредоточенной совокупности товаров и услуг, которые продавцы могут поставить на рынок при том или ином уровне цен. |
Функции РР в экономике региона
Рынок:
1.обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование их экономических интересов;
2.устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
3.выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
4.определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;
5.осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;
|
|
6.обеспечивает участие региона в межрегиональных
торгово-экономических связях.
(к 5 слайду) Приближение к устойчивому равновесию на региональном потребительском рынке становится возможным, если достигается сбалансированность между платежеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг,
между оборотом денежных и товарных ресурсов,
между объемом товарооборота и товарных запасов и др.
Региональные пропорции формируются под влиянием интересов субъектов региональной экономики.
Поэтому для регулирования процессов развития регионального потребительского рынка необходимо выявить
экономические интересы различных субъектов, взаимосвязи между ними
и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов.
Условия устойчивого функционирования на РПР Достижение сбалансированности между: – платежеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг, – оборотом денежных и товарных ресурсов, – объемом товарооборота и товарных запасов. |