Изучение регионального рынка непрод. товаров предполагает анализ основных тенденций и факторов, определяющих масштабы и темпы развития рынка, его емкости, товарной и региональной структуры.
Анализ параметров перспективного развития рынка: -масштабы развития рынка; - емкость рынка; - товарную и региональную структуру рынка. |
Факторы, влияющие на развитие регионального рынканепродовольственных товаров: -уровень развития и структура производства потребительских товаров и услуг; -интенсивность межрегиональных и международных связей; -уровень денежных доходов населения; -дифференциация социально-экономических групп населения по размеру среднедушевых доходов; -система цен на потребительские товары и услуги; -темпы инфляции; -уровень развития системы розничной торговли; -интенсивность маркетинговой деятельности; -научно-технический прогресс в сфере производства, реализации и потребления товаров и услуг; -демографический состав населения, распределение населения по видам занятости; -национальные привычки и традиции потребления; -природно-климатические условия; - образовательно-культурный уровень |
Действие этих факторов зависит от существенныхрегиональных особенностей, которые в совокупности формируют региональную структуру спроса, предложения и цен на потребительском рынке.
Дополнительно к факторам развития относятся:
¢ иностранные кредиты;
¢ совместные предприятия с зарубежными фирмами;
¢ модернизация производства потребительских товаров;
¢ развитие новых прогрессивных отраслей промышленности, производящих конкурентоспособные товары для экспорта и внутренней торговли.
При оценке емкости регионального рынка непродовольственных товаров учитывают:
Показатели оценки емкости регионального рынка непродовольственных товаров: - сдвиги в социально-демографической структуре населения, -дифференциацию групп населения по уровню доходов, -возрастание удельного веса населения, занимающегося предпринимательскойдеятельностью и др., - сдвиги в структуре производства (рост удельного веса потребительских товаров в общем объеме производства), - динамику роста денежных доходов населения региона - предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных выплат, доходов из других источников, а также индексацию доходов с учетом инфляции. |
Учет региональных особенностей формирования платежеспособного спроса населения на непродовольственные товары имеет большое значение:
- для правильного определения емкости регионального рынка,
- для прогнозирования объема производства потребительских товаров,
- для оценки структуры возможных межрегиональных торгово-экономических связей.
Таким образом,
если спрос на продовольственные товары в большей степени формируется под влиянием физиологических потребностей в продуктах питания,
то спрос на непродовольственные товары в первую очередь зависит от размеров денежных средств, которые население может направить на приобретение этих товаров.
При этом структура платежеспособного спроса различна для разных районов страны и социально-экономических групп населения и во многом определяется характером размещения производства и сферы обращения в регионе.
К субъектам регионального рынка непродовольственных товаров относятся:
Субъекты регионального рынка -предприятия и организации легкой промышленности; -производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения; -ассоциации оптовой и розничной торговли; -посреднические фирмы; -торговые дома; -оптовые ярмарки, выставки, павильоны; -внешнеторговые фирмы; -центры по изучению спроса и емкости рынка; -фирмы послепродажного обслуживания; -маркетинговые фирмы; -рекламные агентства и другие организации. |
Субъекты рынка непродовольственных товаров взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами и органами управления региона:
• транспортными и экспедиционными агентствами;
• территориальным управлением Министерства антимонопольной политики;
• управлением Государственного таможенного комитета;
• торгово-промышленной палатой;
• лицензионной палатой;
• комитетами торговли и потребительского рынка областной администрации;
• другими рыночными и управленческими структурами.
Важным направлением изучения рынка является сравнительный анализ распределения потоко в непродовольственных товаров
между субъектами рынка - предприятиями государственной и негосударственной собственности.
Сравнительный анализ распределения потоков непродовольственных товаров 25% общего объема товарных ресурсов негосударственных розничных предприятий поступает непосредственно от производителей, 10% - оптовых фирм, 34% от других посреднических фирм, 31% - от частных лиц и других источников. Государственные и муниципальные предприятия получают соответственно 37% от производственных предприятий, 18% -оптовых фирм, 29-посреднических и 16%- частных лиц. |
В настоящее время на региональных рынках достаточный ассортимент непродовольственных товаров, но он не всегда удовлетворяет покупателя со средними доходами, невелика доля недорогих импортных и отечественных видов продукции.
Уровень платежеспособного спроса большинства покупателей заставляет их ориентироваться на отечественную продукцию, а сложившаяся экономическая ситуация приводит к росту спроса на относительно недорогие товары, что снижает спрос на более дорогую импортную продукцию.
При анализе и прогнозировании платежеспособного спроса следует учитывать региональные особенности потребления, которые влияют как на ассортиментную структуру производства, так и на формирование товарооборота.
Так, н-р, сложные природно-климатические условия северных районов России требуют дополнительных затрат на приобретение более дорогостоящих (и в значительно большем объеме) предметов одежды, обуви, электронагревательных приборов и других товаров.
В составе рынка непродовольственных товаров выделяется рынок товаров длительного пользования. Для прогнозирования емкости рынка товаров длительного пользования необходимо определить не только общий объем и товарную структуру платежеспособного спроса, но и уровень обеспеченности населения данными товарами.
Формирование и развитие потребности в товарах длительного пользования в значительной степени зависит от:
- уровня обеспеченности населения этими товарами,
- фактора физического и морального износа,
- жилищных условий населения,
- развития инфраструктуры послепродажного обслуживания и других факторов.
При прогнозировании потребности становится важным фактор насыщения, так как накопление населением товаров длительного пользования имеет определенный предел.
Наиболее быстрый рост обеспеченности происходит по таким товарам, как автомобили, холодильники, телевизоры.
Анализ расчетных коэффициентов эластичности спроса на товары длительного пользования от денежных доходов населения показывает, что указанные товары (автомобили, телевизоры, холодильники, а также мебель) обладают наиболее высокой эластичностью.
Количественную характеристику насыщения потребности в товарах длительного пользования может дать сопоставление фактической обеспеченности с уровнем развитых индустриальных стран.
Наиболее заметно отставание по показателям обеспеченности автомобилями, видеомагнитофонами, компьютерами.
По стиральным машинам при высоком общем уровне обеспеченности низка обеспеченность автоматическими машинами.
Жилищные условия населения и развитие инфраструктуры играют определенную роль при формировании потребности в мебели, холодильниках, стиральных машинах, телевизорах.
Этот факт подтверждается и выборочными обследованиями, по результатам которых спрос на эти товары существенно выше в тех семьях, которые имеют высокий показатель полезной площади на одного члена семьи, и в тех регионах, где выше уровень развития инфраструктуры послепродажного обслуживания.
Наиболее быстрыми темпами за 1981—2000 годы росла обеспеченность населения легковыми автомобилями — в среднем по России с 29,9 до 128,1 единиц на 1000 человек населения.
Большое значение для развития рынка непродовольственных товаров имеют:
- иностранные кредиты;
- совместные предприятия с зарубежными фирмами;
-модернизация производства потребительских товаров (производство рентабельной и отвечающей требованиям рынка продукции);
- развитие новых прогрессивных отраслей промышленности, производящих конкурентоспособные товары для экспорта и внутренней торговли.
Развитие производства технически сложных товаров длительного пользования в регионах сдерживается из-за отсутствия:
- единой научно-технической политики в производстве потребительских товаров,
- неразвитости рыночных структур, обеспечивающих взаимодействиепромышленности и торговли, координацию и кооперацию по выпуску технически сложных изделий,
- низкой конкурентоспособности производимых товаров, слабой мощности и неэффективного использования инструментальных производств,
- отсутствия современной технической базы для разработки и освоения выпуска новых товаров.
Исследование потребительской активности жителей г. Новосибирска (категория непродовольственные товары) 2008 г. Цель исследования: Изучение потребления и потенциального спроса на товары непродовольственной группы по характеристикам: – ёмкость рынка по категориям товаров; – доля рынка компаний, работающих на рынке непродовольственных товаров по каждому из сегментов; – предпочтения и характеристики приобретаемых ими товаров; – наиболее популярные товары; – усредненный ценовой коридор при совершении покупок; – средние стоимости покупок в каждой из групп; – наиболее популярные магазины для совершения покупок; – критерии выбора покупаемого товара и магазина для покупки. | |
Маркетинговые исследования |