Региональный рынок непродовольственных товаров

 

Изучение регионального рынка непрод. товаров предполагает анализ основных тенденций и факторов, определяющих масштабы и темпы развития рынка, его емкости, товарной и региональной структуры.

 

Анализ параметров перспективного развития рынка: -масштабы развития рынка; - емкость рынка; - товарную и региональную структуру рынка.    
Факторы, влияющие на развитие регионального рынканепродовольствен­ных товаров: -уровень развития и структура производства потре­бительских товаров и услуг; -интенсивность межрегиональных и международных связей; -уровень денежных доходов населения; -дифференциация социально-экономических групп на­селения по размеру среднедушевых доходов; -система цен на потребительские товары и услуги; -темпы инфляции; -уровень развития системы розничной торговли; -интенсивность маркетинговой деятельности; -научно-технический прогресс в сфере производства, реализации и потребления товаров и услуг; -демографический состав населения, распределение населения по видам занятости; -национальные привычки и традиции потребления; -природно-климатические условия; - образовательно-культурный уровень  


Действие этих факторов зависит от существенныхрегиональных особенностей, которые в совокупности формируют региональную структуру спроса, предложе­ния и цен на потребительском рынке.

 

Дополнительно к факторам развития относятся:

¢ иностранные кредиты;

¢ совместные предприятия с зарубежными фирмами;

¢ модернизация производства потребительских товаров;

¢ развитие новых прогрессивных отраслей промышленности, производящих конкурентоспособные товары для экспорта и внутренней торговли.

При оценке емкости региональ­ного рынка непродовольственных товаров учитывают:

Показатели оценки емкости региональ­ного рынка непродовольственных товаров: - сдвиги в социально-демографической структуре населения, -дифференциацию групп населе­ния по уровню доходов, -возрастание удельного веса населения, занимающегося предпринимательскойдея­тельностью и др., - сдвиги в структуре производства (рост удельного веса потребительских товаров в об­щем объеме производства), - динамику роста денежных доходов населения региона - предпринимательских доходов, доходов от собственности, социальных вып­лат, доходов из других источников, а также индекса­цию доходов с учетом инфляции.  

 

Учет региональных особенностей формирования платежеспособного спро­са населения на непродовольственные товары имеет большое значение:

- для правильного определения емко­сти регионального рынка,

- для прогнозирования объе­ма производства потребительских товаров,

- для оценки структуры возможных межрегиональных тор­гово-экономических связей.

Таким образом,

если спрос на продовольственные товары в большей степени формируется под влиянием физиологических потребностей в продуктах питания,

то спрос на непродовольственные товары в первую оче­редь зависит от размеров денежных средств, которые население может направить на приобретение этих то­варов.

 

При этом структура платежеспособного спроса различна для разных районов страны и социально-эко­номических групп населения и во многом определяется характером размещения производства и сферы обраще­ния в регионе.

К субъектам регионального рынка непродовольствен­ных товаров относятся:

Субъекты регионального рынка -предприятия и организации легкой промышленно­сти; -производства товаров культурно-бытового и хозяй­ственного назначения; -ассоциации оптовой и розничной торговли; -посреднические фирмы; -торговые дома; -оптовые ярмарки, выставки, павильоны; -внешнеторговые фирмы; -центры по изучению спроса и емкости рынка; -фирмы послепродажного обслуживания; -маркетинговые фирмы; -рекламные агентства и другие организации.  

 

Субъекты рынка непродовольственных товаров вза­имодействуют с другими хозяйствующими субъектами и органами управления региона:

• транспортными и экспедиционными агентствами;

• территориальным управлением Министерства ан­тимонопольной политики;

• управлением Государственного таможенного коми­тета;

• торгово-промышленной палатой;

• лицензионной палатой;

• комитетами торговли и потребительского рынка областной администрации;

• другими рыночными и управленческими структу­рами.

Важным направлением изучения рынка является сравнительный анализ распределения потоко в непродовольственных товаров

между субъектами рынка - предприятиями государственной и негосударственной собственности.

Сравнительный анализ распределения потоков непродовольственных товаров 25% общего объема товарных ресурсов негосударственных розничных предприятий поступает непосредственно от производителей, 10% - оптовых фирм, 34% от других посреднических фирм, 31% - от частных лиц и других источников. Государственные и муниципальные предприятия получают соответственно 37% от производственных предприятий, 18% -оптовых фирм, 29-посреднических и 16%- частных лиц.    

 

В настоящее время на региональных рынках достаточный ассортимент непродовольственных товаров, но он не все­гда удовлетворяет покупателя со средними доходами, невелика доля недорогих импортных и отечественных видов продукции.

 

Уровень платежеспособного спроса большинства поку­пателей заставляет их ориентироваться на отечествен­ную продукцию, а сложившаяся экономическая ситуа­ция приводит к росту спроса на относительно недоро­гие товары, что снижает спрос на более дорогую им­портную продукцию.

При анализе и прогнозировании платежеспособного спроса следует учитывать региональные особенности по­требления, которые влияют как на ассортиментную структуру производства, так и на формирование това­рооборота.

 

Так, н-р, сложные природно-клима­тические условия северных районов России требуют дополнительных затрат на приобретение более дорого­стоящих (и в значительно большем объеме) предметов одежды, обуви, электронагревательных приборов и дру­гих товаров.

В составе рынка непродовольственных товаров вы­деляется рынок товаров длительного пользования. Для прогнозирования емкости рынка товаров длительного пользования необходимо определить не только общий объем и товарную структуру платежеспособного спро­са, но и уровень обеспеченности населения данными товарами.

Формирование и развитие потребности в товарах дли­тельного пользования в значительной степени зависит от:

- уровня обеспеченности населения этими товарами,

- фактора физического и морального износа,

- жилищных условий населения,

- развития инфраструктуры после­продажного обслуживания и других факторов.

 

 

При прогнозировании потребности становится важным фак­тор насыщения, так как накопление населением това­ров длительного пользования имеет определенный пре­дел.

Наиболее быстрый рост обеспеченности происходит по таким товарам, как автомобили, холодильники, те­левизоры.

Анализ расчетных коэффициентов эластич­ности спроса на товары длительного пользования от денежных доходов населения показывает, что указан­ные товары (автомобили, телевизоры, холодильники, а также мебель) обладают наиболее высокой эластичнос­тью.

 

Количественную характеристику насыщения потреб­ности в товарах длительного пользования может дать сопоставление фактической обеспеченности с уровнем развитых индустриальных стран.

Наиболее заметно от­ставание по показателям обеспеченности автомобиля­ми, видеомагнитофонами, компьютерами.

По стираль­ным машинам при высоком общем уровне обеспеченно­сти низка обеспеченность автоматическими машинами.

 

Жилищные условия населения и развитие инфра­структуры играют определенную роль при формирова­нии потребности в мебели, холодильниках, стираль­ных машинах, телевизорах.

Этот факт подтверждается и выборочными обследованиями, по результатам кото­рых спрос на эти товары существенно выше в тех семь­ях, которые имеют высокий показатель полезной пло­щади на одного члена семьи, и в тех регионах, где выше уровень развития инфраструктуры послепродаж­ного обслуживания.

 

 

Наиболее быстрыми темпами за 1981—2000 годы рос­ла обеспеченность населения легковыми автомобилями — в среднем по России с 29,9 до 128,1 единиц на 1000 человек населения.

Большое значение для развития рынка непродовольственных товаров имеют:

- иностранные кредиты;

- совместные предприятия с зарубежными фирмами;

-модернизация производства по­требительских товаров (производ­ство рентабельной и отвечающей требованиям рынка продукции);

- развитие но­вых прогрессивных отраслей промышленности, произ­водящих конкурентоспособные товары для экспор­та и внутренней торговли.

Развитие производства технически сложных товаров длительного пользования в регионах сдерживается из-за отсутствия:

- единой научно-технической политики в производстве потребительских товаров,

- неразвитости рыночных структур, обеспечивающих взаимодействиепромышленности и торговли, координацию и коопера­цию по выпуску технически сложных изделий,

- низкой конкурентоспособности производимых товаров, слабой мощности и неэффективного использования ин­струментальных производств,

- отсутствия современной технической базы для разработки и освоения выпуска новых товаров.

 

Исследование потребительской активности жителей г. Новосибирска (категория непродовольственные товары) 2008 г. Цель исследования: Изучение потребления и потенциального спроса на товары непродовольственной группы по характеристикам: – ёмкость рынка по категориям товаров; – доля рынка компаний, работающих на рынке непродовольственных товаров по каждому из сегментов; – предпочтения и характеристики приобретаемых ими товаров; – наиболее популярные товары; – усредненный ценовой коридор при совершении покупок; – средние стоимости покупок в каждой из групп; – наиболее популярные магазины для совершения покупок; – критерии выбора покупаемого товара и магазина для покупки.  
Маркетинговые исследования  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: