Под воздействием экономических реформ, процессов приватизации, научно-технического прогресса происходят:
глубокие структурные сдвиги в региональной экономике,
усиливается специализация производства потребительских товаров,
возникают новые предприятия,
осваивается выпуск новых товаров,
происходит реконструкция и техническое перевооружение предприятий пищевой и легкой промышленности на основе современных технологий.
Эти процессы во многом связаны с усилением интеграции регионов в мировую экономику.
Формы сотрудничества промышленных предприятий, производящих потребительские товары и услуги, с зарубежными фирмами различны:
создание совместных предприятий;
приобретение патентов, лицензий на производство товаров, товарных марок иностранных фирм;
организация сборки готовой продукции из импортных деталей;
импорт оборудования, сырья, упаковочных материалов и др.
В результате расширяется ассортимент производимых товаров, повышается их качество, ускоряются темпы обновления продукции.
|
|
Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на региональном потребительском рынке и осложняют реализацию товаров.
Факторы, оказывающие влияние на региональный потребительский рынок: социально-демографические и географические сдвиги в структуре населения; изменения потребительских предпочтений; изменения в уровне и структуре цен и их стремлению к ценам индустриально развитых стран мира; формирование новых современных форм торгового обслуживания; интенсивное развитие рекламной деятельности; переоснащение материально-технической базы торговли и сферы услуг. |
Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции
между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения.
Нарушение этих пропорций приводит к тому,
что часть денежных доходов населения, которая не может быть использована для покупки товаров и оплаты услуг, реализуется за пределами региона,
а также накапливается в виде наличных денег.
Это означает, что деньги изымаются из обращения и не возвращаются в денежно-кредитную систему, не участвуют в кругообороте товарных и денежных ресурсов региона.
Оборот денежных ресурсов населения органически связан с оборотом потребительских товаров и услуг. Товарно-денежное обращение региона имеет 3 стадии:
ОБОРОТ ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ НАСЕЛЕНИЯ Стадии товарно-денежного обращения региона: - формирование денежных доходов, - их реализация в сфере торговли и платных услуг, перераспределение в финансово-кредитной системе, - личные накопления. |
Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миграция денег.
|
|
Отсутствие статистических данных делает точные количественные расчеты миграции денег невозможными.
Межрегиональная миграция денег Ввоз и вывоз денег из региона по нескольким каналам: – торгово-посредническими фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; – населением в связи с поездками в отпуск и командировки; – предпринимателями, привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; – сезонными рабочими из других регионов. |
Структура денежных доходов и расходов населения России существенно различается в отдельных регионах.
В большинстве регионов доля расходов на покупку товаров значительна, а на оплату услуг - мала.
Сопоставление структуры расходов населения России и других стран показывает, что в силу неразвитости сферы услуг в нашей стране доля расходов на услуги составляет всего 10,1 %, в то время, как в США - 53,5, Великобритании - 42,0 %.
Все регионы России по признаку среднедушевого дохода населения могут быть разбиты на 3 группы.
Iгруппа регионы со среднедушевым доходом населения ниже среднероссийского уровня.
II группа - регионы со среднедушевым доходом населения, п ревышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %.
III группа - регионы с высоким среднедушевым доходом населения.
Различия в уровне денежных доходов населения регионов России во многом обусловлены отраслевой структурой хозяйства и характером структурных преобразований в экономике регионов.
Так, для регионов с преобладанием сырьевых отраслей промышленности (угольная, нефтегазовая), а также для регионов с высокоразвитой рыночной инфраструктурой характерны высокие доходы населения.
В регионах, где преобладают предприятия агропромышленного комплекса или оборонных отраслей, уровень денежных доходов населения низкий.
В структуре использования денежных доходов выделяются две группы регионов:
В структуре использования денежных доходов выделяют группы регионов: 1 группа– удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже среднероссийского уровня (40-60 % от уровня денежных доходов), наблюдается невысокий уровень развития региональных потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег. 2 группа– удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссийского уровня (61-80%), характеризуется высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и невысокими значениями показателей миграции денег. |
Важным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка является изменение цен на потребительские товары.
При определении индекса потребительских цен важно обосновать ассортиментный набор включаемых в расчеты товаров.
Чтобы оценить реальный индекс цен, необходимо учитывать при определении стоимости потребительской корзины цены товаров и услуг, которые представляют все товарные группы и виды услуг, а не только товары и услуги первой необходимости1.
Факторы влияния на развитие рынка в регионе Изменение цен на потребительские товары - Оценка реального индекса цен при определении стоимости потребительской корзины. - В прожиточный минимум включаются: – расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, определенных Институтом питания РАМН, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН; – расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и платежи исходя из структуры расходов наименее обеспеченных семей. - В Российской Федерации размер прожиточного минимума рассчитывается согласно Федеральному Закону №134-ФЗ от 24.10.1997 года (закон «О прожиточном минимуме в РФ»). Источник: Прожиточный минимум в 2016 году по регионам России сайт bs-life.ru | 10-15 |
|
|
При определении стоимости потребительской корзины необходимо принимать во внимание региональные факторы, которые также должны быть учтены при индексации доходов населения и выплате соответствующих компенсаций.
Неучёт этого обстоятельства приводит к существенным региональным различиям в отношении среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму.
При среднем значении этого показателя по стране 2,4 его значение по регионам колеблется от 1,1 до 3,9 раза.
Формирование развитых региональных рынков потребительских товаров и услуг - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров.
Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка,
включающая несколько этапов с возможными альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической и политической ситуации в стране.
Тенденции развития регионального потребительскогорынка:
1.Развитие регионального потребительского рынка сопровождается интеграцией промышленности и торговли, что особенно ярко проявляется на региональных рынках мясных и молочных продуктов.
В условиях острой конкуренции предприятия сталкиваются с проблемой сбыта: их продукция имеет ограниченные сроки хранения.
В этих условиях предприятия создают собственную розничную сеть (специализированные магазины), осуществляют аренду отделов в крупных магазинах, а также используют и другие формы - мобильные автофургоны, торговлю мелким оптом и др.
|
|
Способствовать развитию регионального продовольственного рынка может создание фирменных магазинов, реализующих продукцию местных производителей.
Имея прямые поставки продуктов питания от непосредственных производителей, фирменные магазины могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые товары, обеспечивать достаточно широкий ассортимент товаров при их высоком качестве.
Кроме того, фирменные магазины позволяют обеспечивать мониторинг покупательского спроса, быстро реагировать на его изменение и вносить коррективы в производственные программы предприятий.
2. Создание региональных промышленно-финансовых групп продовольственного комплекса, в сферу деятельности которых входит производство, переработка и реализация продовольствия.
В состав промышленно-финансовых групп могут входить производственные, транспортные, торговые предприятия и организации, а также коммерческие банки, страховые компании, фирмы агро-сервиса и другие организации региона, обеспечивающие операции купли и продажи и продвижение продовольственных товаров от мест производства к местам потребления.
3. Рост платежеспособности, который сказывается увеличении возможности потребителей платить больше за качественные товары и услуги.
4.Ввиду дифференциации продукции по различным ценовым сегментам на рынке, все большее предпочтение оказывается всемирно известным маркам.
5. Развитие потребительского и ипотечного кредитования стимулирует покупательную активность потребителей, что позволяет прогнозировать приобретение пластиковых окон лицами с доходами ниже среднего.
Тенденции развития регионального потребительского рынка: - интеграция промышленности и торговли; – создание региональных промышленно-финансовых групп продовольственного комплекса, (производство, переработка и реализация продовольствия); – рост платежеспособности; – дифференциация продукции по различным ценовым сегментам на рынке; – развитие потребительского и ипотечного кредитования. | |
Схема регионального потребительского рынка |