Факторы, влияющие на формирование потребительского рынка

 

Под воздействием экономических реформ, процессов приватизации, научно-техничес­кого прогресса происходят:

глубокие структурные сдвиги в региональной экономике,

усиливается специализация производства потребительских товаров,

возникают новые предприятия,

осваивается выпуск новых товаров,

проис­ходит реконструкция и техническое перевооружение пред­приятий пищевой и легкой промышленности на основе современных технологий.

Эти процессы во многом связа­ны с усилением интеграции регионов в мировую экономи­ку.

Формы сотрудничества промышленных предприятий, производящих потребительские товары и услуги, с зару­бежными фирмами различны:

создание совместных пред­приятий;

приобретение патентов, лицензий на производ­ство товаров, товарных марок иностранных фирм;

орга­низация сборки готовой продукции из импортных дета­лей;

импорт оборудования, сырья, упаковочных матери­алов и др.

 

В результате расширяется ассортимент произ­водимых товаров, повышается их качество, ускоряются темпы обновления продукции.

Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на ре­гиональном потребительском рынке и осложняют реа­лизацию товаров.

 

Факторы, оказывающие влияние на региональный потребительский рынок: социально-демографические и географические сдвиги в структуре населения; изменения потребительских предпочтений; изменения в уровне и структуре цен и их стремлению к ценам индустриально развитых стран мира; формирование новых современных форм торгового обслуживания; интенсивное развитие рекламной деятельности; переоснащение материально-технической базы торговли и сферы услуг.  

 

Нормальное функционирование регионального потре­бительского рынка предполагает соблюдение пропор­ции

между ростом денежных доходов и развитием сфе­ры обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения.

 

Нарушение этих пропорций приводит к тому,

что часть денежных дохо­дов населения, которая не может быть использована для покупки товаров и оплаты услуг, реализуется за пределами региона,

а также накапливается в виде на­личных денег.

 

Это означает, что деньги изымаются из обращения и не возвращаются в денежно-кредитную систему, не участвуют в кругообороте товарных и де­нежных ресурсов региона.

Оборот денежных ресурсов населения органически связан с оборотом потребительских товаров и услуг. Товарно-денежное обращение ре­гиона имеет 3 стадии:

ОБОРОТ ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ НАСЕЛЕНИЯ Стадии товарно-денежного обращения региона: - формирование денежных доходов, - их реализация в сфере торговли и платных услуг, перераспределение в финансово-кредитной системе, - личные накопления.  

Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миг­рация денег.

 

Отсут­ствие статистических данных делает точные количе­ственные расчеты миграции денег невозможными.

Межрегиональная миграция денег Ввоз и вывоз денег из региона по нескольким каналам: – торгово-посредническими фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; – населением в связи с поездками в отпуск и командировки; – предпринимателями, привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; – сезонными рабочими из других регионов.  

Структура денежных доходов и расходов населения России существенно различается в отдельных регионах.

 

В большинстве регионов доля расходов на покупку то­варов значительна, а на оплату услуг - мала.

Сопос­тавление структуры расходов населения России и дру­гих стран показывает, что в силу неразвитости сферы услуг в нашей стране доля расходов на услуги состав­ляет всего 10,1 %, в то время, как в США - 53,5, Великобритании - 42,0 %.

 

Все регионы России по признаку среднедушевого до­хода населения могут быть разбиты на 3 группы.

Iгруппа регионы со среднедушевым доходом на­селения ниже среднероссийского уровня.

II группа - регионы со среднедушевым доходом на­селения, п ревышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %.

III группа - регионы с высоким среднедушевым до­ходом населения.

 

Различия в уровне денежных доходов населения ре­гионов России во многом обусловлены отраслевой струк­турой хозяйства и характером структурных преобразо­ваний в экономике регионов.

Так, для регионов с пре­обладанием сырьевых отраслей промышленности (уголь­ная, нефтегазовая), а также для регионов с высокораз­витой рыночной инфраструктурой характерны высокие доходы населения.

 

В регионах, где преобладают пред­приятия агропромышленного комплекса или оборон­ных отраслей, уровень денежных доходов населения низкий.

В структуре использования денежных доходов выделяются две группы регионов:

 

В структуре использования денежных доходов выделяют группы регионов: 1 группа– удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже среднероссийского уровня (40-60 % от уровня денежных доходов),   наблюдается невысокий уровень развития региональных потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег.   2 группа– удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссийского уровня (61-80%),   характеризуется высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и невысокими значениями показателей миграции денег.  

 

Важным фактором, влияющим на развитие потреби­тельского рынка является изменение цен на потреби­тельские товары.

 

При определении индекса потребительских цен важ­но обосновать ассортиментный набор включаемых в рас­четы товаров.

Чтобы оценить реальный индекс цен, необходимо учитывать при определении стоимости по­требительской корзины цены товаров и услуг, которые представляют все товарные группы и виды услуг, а не только товары и услуги первой необходимости1.

Факторы влияния на развитие рынка в регионе Изменение цен на потребительские товары - Оценка реального индекса цен при определении стоимости потребительской корзины.   - В прожиточный минимум включаются: – расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, определенных Институтом питания РАМН, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН; – расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и платежи исходя из структуры расходов наименее обеспеченных семей.   - В Российской Федерации размер прожиточного минимума рассчитывается согласно Федеральному Закону №134-ФЗ от 24.10.1997 года (закон «О прожиточном минимуме в РФ»). Источник: Прожиточный минимум в 2016 году по регионам России сайт bs-life.ru 10-15

 

При определении стоимости потребительской корзи­ны необходимо принимать во внимание региональные факторы, которые также должны быть учтены при ин­дексации доходов населения и выплате соответствующих компенсаций.

 

Неучёт этого обстоятельства приво­дит к существенным региональным различиям в отно­шении среднедушевого денежного дохода к прожиточ­ному минимуму.

При среднем значении этого показате­ля по стране 2,4 его значение по регионам колеблется от 1,1 до 3,9 раза.

 

Формирование развитых региональных рынков по­требительских товаров и услуг - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изме­нения в производстве, обращении и потреблении това­ров.

 

Поэтому в каждом регионе должна быть разрабо­тана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка,

включающая несколько эта­пов с возможными альтернативными сценариями и ва­риантами развития, выбор которых будет определять­ся конкретными условиями социально-экономической и политической ситуации в стране.

 

 

Тенденции развития регионального потребительскогорынка:

1.Развитие регионального потребительского рынка сопровождается интеграцией промышленности и торгов­ли, что особенно ярко проявляется на региональных рынках мясных и молочных продуктов.

В условиях ос­трой конкуренции предприятия сталкиваются с про­блемой сбыта: их продукция имеет ограниченные сро­ки хранения.

В этих условиях предприятия создают собственную розничную сеть (специализированные ма­газины), осуществляют аренду отделов в крупных ма­газинах, а также используют и другие формы - мо­бильные автофургоны, торговлю мелким оптом и др.

 

Способствовать развитию регионального продовольственного рынка может создание фирменных магази­нов, реализующих продукцию местных производителей.

Имея прямые поставки продуктов питания от непо­средственных производителей, фирменные магазины мо­гут устанавливать относительно низкие цены на реали­зуемые товары, обеспечивать достаточно широкий ас­сортимент товаров при их высоком качестве.

 

Кроме того, фирменные магазины позволяют обеспечивать мо­ниторинг покупательского спроса, быстро реагировать на его изменение и вносить коррективы в производ­ственные программы предприятий.

 

2. Создание региональных промышленно-финансовых групп про­довольственного комплекса, в сферу деятельности ко­торых входит производство, переработка и реализация продовольствия.

В состав промышленно-финансовых групп могут входить производственные, транспортные, торговые предприятия и организации, а также ком­мерческие банки, страховые компании, фирмы агро-сервиса и другие организации региона, обеспечиваю­щие операции купли и продажи и продвижение продо­вольственных товаров от мест производства к местам потребления.

 

3. Рост платежеспособности, который сказывается увеличении возможности потребителей платить больше за качественные товары и услуги.

 

4.Ввиду дифференциации продукции по различным ценовым сегментам на рынке, все большее предпочтение оказывается всемирно известным маркам.

 

5. Развитие потребительского и ипотечного кредитования стимулирует покупательную активность потребителей, что позволяет прогнозировать приобретение пластиковых окон лицами с доходами ниже среднего.

 

Тенденции развития регионального потребительского рынка: - интеграция промышленности и торговли; – создание региональных промышленно-финансовых групп продовольственного комплекса, (производство, переработка и реализация продовольствия); – рост платежеспособности; – дифференциация продукции по различным ценовым сегментам на рынке; – развитие потребительского и ипотечного кредитования.  
Схема регионального потребительского рынка  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: