Региональный рынок потребительских услуг

(с 29 слайда)

В отличие от рынка потребительских товаров, ры­нок услуг характеризуется довольно высокой степенью локализации, так как большинство различных видов услуг имеет четкие территориальные границы реализа­ции.

 

¢ Рынок услуг характеризуется довольно высокой степенью локализации, виды услуг имеют четкие территориальные границы реализации. ¢ В структуре предложения на рынке услуг наибольшая доля принадлежит услугам транспорта – 25,7%, жилищно-коммунальным –20,4% и бытовым услугам – 5,7%. Доля рекреационных услуг – 5,1%, учреждений культуры –1,5%.  

 

Основная часть рынка услуг ло­кализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерации (за исключением санаторно-курортных и турист­ских услуг, услуг пассажирского авиационного, же­лезнодорожного, речного транспорта).

 

 

Рынок платных услуг имеет существенные региональ­ные особенности.

На с пецифику региональных рынков ус­луг влияют факторы спроса и предложения:

Факторы развития регионального рынка услуг факторы спроса: денежные доходы социально-демографическая структура населения национально-исторические привычки и традиции факторы предложения: развитие предприятий службы быта рекреационного комплекса транспорта связи  
Классификация рынка услуг 31-32

 

 

Кризисные явления в экономике не могли не отра­зиться на состоянии рынка услуг. Неразвитость рынка услуг приводит к тому, что их доля в структуре денеж­ных расходов составляет в целом по России 10 %, а по отдельным районам России — до 8,0 %.

Рассмотрим несколько видов услуг

 

А) Емкость региональных рынков бытовых услуг во многом определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения,

Для прогнозирования развития регионального рынка бытовых услуг необходимо прежде всего оценить потреб­ности населения в бытовых услугах в перспективе.

 

При прогнозировании развития бытового обслуживания на долгосрочный период могут быть использованы перспек­тивные ориентиры потребления бытовых услуг с учетом максимально полного удовлетворения различных потреб­ностей населения региона. При оценке перспектив по­требления бытовых услуг необходимо учитывать соци­ально-экономические, демографические, региональные факторы, которые оказывают дифференцирующее влия­ние на потребление различных видов бытовых услуг.

При прогнозировании емкости рынка бытовых ус­луг необходимо рассмотреть следующие укрупненные группы услуг, предполагающие дифференцированный подход в прогнозировании: услуги по ремонту предме­тов; услуги по изготовлению предметов; услуги лично­го характера.

 

Наиболее существенные факторы, кото­рые следует учитывать при рассмотрении перспектив потребления бытовых услуг, определяются специфичес­ким характером услуг, входящих в каждую группу.

Так, при определении емкости рынка услуг по ремонту изде­лий необходимо учитывать обеспеченность населения предметами длительного пользования, регионально-климатические условия, сроки службы и техническую на­дежность изделий, стоимость услуг по ремонту.

При этом основным фактором, определяющим емкость рын­ка ремонтных услуг, является обеспеченность населе­ния предметами длительного пользования.

Рынок бытовых услуг При прогнозировании емкости рынка бытовых услуг рассматривают укрупненные группы услуг: по ремонту предметов; по изготовлению предметов; личного характера.   Емкость рынков бытовых услуг определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения.    

 

С ростом денежных доходов, расширением производ­ства и импорта потребительских товаров количество предметов длительного пользования у населения возра­стает.

 

Наблюдается рост числа телевизоров, видеомагнитофонов, ком­пьютеров, микроволновых печей, холодильников, ав­томобилей в пользовании у населения, в связи с чем возрастает потребность в сети предприятий по ремонту и техобслуживанию бытовой техники.

В связи с рос­том обеспеченности автомобилями объем услуг по техобслуживанию личного транспорта может возрасти в 1,6—1,7 раза. В связи с этим во всех регионах перс­пективно развивать материально-техническую базу ав­тотехобслуживания.

 

Рост производства и импорта видеомагнитофонов, лазерных проигрывателей, быто­вых компьютеров, автоматических хозяйственных ма­шин с программным управлением потребует соответ­ствующего развития материально-технической базы ре­монтного обслуживания

Б) При прогнозировании емкости рынка услуг по изготовлениюпредметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.)учитывают факторы:

.

Рынок услуг по изготовлению предметов потребления При прогнозировании емкости рынка услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.) учитывают факторы: – размер денежных доходов населения, – уровень цен на соответствующие товары массового производства в розничной торговле, – качество изготовляемых изделий по индивидуальным заказам по сравнению с массовым производством.  

 

Прогнозирова­ние рынка услуг по индивидуальному производству то­варов должно быть увязано с перспективами массового производства аналогичных товаров.

Если в условиях неразвитости рыночных отношений многие виды инди­видуальных заказов выполнялись из-за недостаточно­сти ассортимента товаров, то по мере развития рынка становится возможным существенное улучшение каче­ства товаров и ассортиментной структуры.

В этих ус­ловиях предприятия бытового обслуживания специа­лизируются на изготовлении нестандартных моделей, что соответствует задачам службы быта.

 

Важную роль в развитии рынка услуг играет разго­сударствление и приватизация предприятий, мастер­ских, ателье по изготовлению и ремонту одежды и обу­ви, ремонту автомобилей и бытовой техники и т. д.

В) Относительно самостоятельной подсистемой регио­нального рынка услуг является рынок жилищно-ком­мунальных услуг, который тесно связан с региональ­ным рынком жилья.

Рынки жилищно-коммунальных услуг имеют суще­ственные особенности в различных странах.

 

Так в настоящее время в США, Великобритании и ряде других стран правительства практически не вмешиваются в сферу рынка услуг.

В Швеции и других скандинавских странах, для которых характерна социальная ориентация экономической по­литики, государственное регулирование на рынке жи­лищно-коммунальных услуг получило широкое распро­странение,

Доля расходов на рынке жилищно-коммунальных услуг составляет в Велико­британии 20 %, ФРГ – 26%, США - 27 % от общего объема доходов населения.

Обес­печенность жильем в расчете на 1 человека в 2015 г.

 

Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды. В крупных городских агломерациях концентрируется большое количество потребителей, формирующих спрос на жилищно-коммунальные услу­ги.   В небольших населенных пунктахв условиях небольшой емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, функционирование нескольких фирм на одном сегменте рынка становится невыгодным. На каждом сегменте рынка работает одна-две фирмы, что приводит к локальной монополии и требует регулирования цен и тарифов со стороны местных органов управления.    

 

Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды.

 

Уровень монополизации рынка жилищно-ком­мунальных услуг во многом определяется типом райо­на или населенного пункта.

Так, в крупных городах и городских агломерациях на компактной территории концентрируется большое количество потребителей, формирующих спрос на жилищно-коммунальные услу­ги.

 

С другой стороны, имеется множество фирм и орга­низаций, оказывающих услуги широкого спектра. По­требители могут пользоваться услугами фирм, распо­ложенных в других районах города, что значительно расширяет ареал рынка услуг и снижает уровень моно­полизации рынка.

 

В небольших городах и населенных пунктах, а так­же в сельских районах, в условиях небольшой емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, функционирова­ние нескольких фирм на одном сегменте рынка стано­вится невыгодным. Поэтому на каждом сегменте рынка(рынок жилищно-ремонтных услуг, рынок услуг по убор­ке территории, рынок услуг телефонной связи и т. д.) работает одна-две фирмы, что приводит к локальной монополии и требует регулирования цен и тарифов со стороны местных органов управления.

На рынке жилищно-коммунальных услуг можно вы­делить следующие субъекты с учетом особенностей групп потребителей, имеющих различные виды жилья:

 

Субъекты рынка жилищно-коммунальных услуг С учетом особенностей групп потребителей, имеющих различные виды жилья: ¢ индивидуальные дома ¢ кондоминиумы ¢ кооперативы ¢ муниципальные дома    

 

1. индивидуальные дома, находящиеся в частной соб­ственности одного владельца;

2. кондоминиумы - форма владения, при которой хо­зяину принадлежит часть (квартира) в общей структу­ре здания; при этом у него равные с другими владель­цами права на свою долю земельных владений, гаража, помещений совместного пользования и т.д.

3. кооперативы - форма владения, при которой жи­лец владеет одной акцией, которой соответствует одна квартира, а все квартиры в совокупности находятся в собственности кооператива.

4. муниципальные дома, находящиеся в собственно­сти местных органов самоуправления, квартиры в ко­торых сдаются в аренду малообеспеченным семьям.

 

Так, если владельцы ин­дивидуальных домов сами определяют фирмы, предо­ставляющие соответствующие услуги, то в кооперати­вах, кондоминиумах и муниципальных домах этот вы­бор делают управляющие имуществом, которые заклю­чают договоры на обслуживание или осуществлениепосреднических функций по оплате стоимости жилищ­ных услуг, предоставляемых частными фирмами.

 

 

Обес­печенность жильем в расчете на 1 человека в 2015 г.  
Законодательная база по регулированию жилищно-коммунальных услуг  
Перечень коммунальных услуг  
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: