(с 29 слайда)
В отличие от рынка потребительских товаров, рынок услуг характеризуется довольно высокой степенью локализации, так как большинство различных видов услуг имеет четкие территориальные границы реализации.
¢ Рынок услуг характеризуется довольно высокой степенью локализации, виды услуг имеют четкие территориальные границы реализации. ¢ В структуре предложения на рынке услуг наибольшая доля принадлежит услугам транспорта – 25,7%, жилищно-коммунальным –20,4% и бытовым услугам – 5,7%. Доля рекреационных услуг – 5,1%, учреждений культуры –1,5%. |
Основная часть рынка услуг локализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерации (за исключением санаторно-курортных и туристских услуг, услуг пассажирского авиационного, железнодорожного, речного транспорта).
Рынок платных услуг имеет существенные региональные особенности.
На с пецифику региональных рынков услуг влияют факторы спроса и предложения:
Факторы развития регионального рынка услуг факторы спроса: денежные доходы социально-демографическая структура населения национально-исторические привычки и традиции факторы предложения: развитие предприятий службы быта рекреационного комплекса транспорта связи | |
Классификация рынка услуг | 31-32 |
Кризисные явления в экономике не могли не отразиться на состоянии рынка услуг. Неразвитость рынка услуг приводит к тому, что их доля в структуре денежных расходов составляет в целом по России 10 %, а по отдельным районам России — до 8,0 %.
Рассмотрим несколько видов услуг
А) Емкость региональных рынков бытовых услуг во многом определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения,
Для прогнозирования развития регионального рынка бытовых услуг необходимо прежде всего оценить потребности населения в бытовых услугах в перспективе.
При прогнозировании развития бытового обслуживания на долгосрочный период могут быть использованы перспективные ориентиры потребления бытовых услуг с учетом максимально полного удовлетворения различных потребностей населения региона. При оценке перспектив потребления бытовых услуг необходимо учитывать социально-экономические, демографические, региональные факторы, которые оказывают дифференцирующее влияние на потребление различных видов бытовых услуг.
При прогнозировании емкости рынка бытовых услуг необходимо рассмотреть следующие укрупненные группы услуг, предполагающие дифференцированный подход в прогнозировании: услуги по ремонту предметов; услуги по изготовлению предметов; услуги личного характера.
Наиболее существенные факторы, которые следует учитывать при рассмотрении перспектив потребления бытовых услуг, определяются специфическим характером услуг, входящих в каждую группу.
Так, при определении емкости рынка услуг по ремонту изделий необходимо учитывать обеспеченность населения предметами длительного пользования, регионально-климатические условия, сроки службы и техническую надежность изделий, стоимость услуг по ремонту.
При этом основным фактором, определяющим емкость рынка ремонтных услуг, является обеспеченность населения предметами длительного пользования.
Рынок бытовых услуг При прогнозировании емкости рынка бытовых услуг рассматривают укрупненные группы услуг: по ремонту предметов; по изготовлению предметов; личного характера. Емкость рынков бытовых услуг определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения. |
С ростом денежных доходов, расширением производства и импорта потребительских товаров количество предметов длительного пользования у населения возрастает.
Наблюдается рост числа телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров, микроволновых печей, холодильников, автомобилей в пользовании у населения, в связи с чем возрастает потребность в сети предприятий по ремонту и техобслуживанию бытовой техники.
В связи с ростом обеспеченности автомобилями объем услуг по техобслуживанию личного транспорта может возрасти в 1,6—1,7 раза. В связи с этим во всех регионах перспективно развивать материально-техническую базу автотехобслуживания.
Рост производства и импорта видеомагнитофонов, лазерных проигрывателей, бытовых компьютеров, автоматических хозяйственных машин с программным управлением потребует соответствующего развития материально-технической базы ремонтного обслуживания
Б) При прогнозировании емкости рынка услуг по изготовлениюпредметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.)учитывают факторы:
.
Рынок услуг по изготовлению предметов потребления При прогнозировании емкости рынка услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.) учитывают факторы: – размер денежных доходов населения, – уровень цен на соответствующие товары массового производства в розничной торговле, – качество изготовляемых изделий по индивидуальным заказам по сравнению с массовым производством. |
Прогнозирование рынка услуг по индивидуальному производству товаров должно быть увязано с перспективами массового производства аналогичных товаров.
Если в условиях неразвитости рыночных отношений многие виды индивидуальных заказов выполнялись из-за недостаточности ассортимента товаров, то по мере развития рынка становится возможным существенное улучшение качества товаров и ассортиментной структуры.
В этих условиях предприятия бытового обслуживания специализируются на изготовлении нестандартных моделей, что соответствует задачам службы быта.
Важную роль в развитии рынка услуг играет разгосударствление и приватизация предприятий, мастерских, ателье по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту автомобилей и бытовой техники и т. д.
В) Относительно самостоятельной подсистемой регионального рынка услуг является рынок жилищно-коммунальных услуг, который тесно связан с региональным рынком жилья.
Рынки жилищно-коммунальных услуг имеют существенные особенности в различных странах.
Так в настоящее время в США, Великобритании и ряде других стран правительства практически не вмешиваются в сферу рынка услуг.
В Швеции и других скандинавских странах, для которых характерна социальная ориентация экономической политики, государственное регулирование на рынке жилищно-коммунальных услуг получило широкое распространение,
Доля расходов на рынке жилищно-коммунальных услуг составляет в Великобритании 20 %, ФРГ – 26%, США - 27 % от общего объема доходов населения.
Обеспеченность жильем в расчете на 1 человека в 2015 г.
Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды. В крупных городских агломерациях концентрируется большое количество потребителей, формирующих спрос на жилищно-коммунальные услуги. В небольших населенных пунктахв условиях небольшой емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, функционирование нескольких фирм на одном сегменте рынка становится невыгодным. На каждом сегменте рынка работает одна-две фирмы, что приводит к локальной монополии и требует регулирования цен и тарифов со стороны местных органов управления. |
Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды.
Уровень монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг во многом определяется типом района или населенного пункта.
Так, в крупных городах и городских агломерациях на компактной территории концентрируется большое количество потребителей, формирующих спрос на жилищно-коммунальные услуги.
С другой стороны, имеется множество фирм и организаций, оказывающих услуги широкого спектра. Потребители могут пользоваться услугами фирм, расположенных в других районах города, что значительно расширяет ареал рынка услуг и снижает уровень монополизации рынка.
В небольших городах и населенных пунктах, а также в сельских районах, в условиях небольшой емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, функционирование нескольких фирм на одном сегменте рынка становится невыгодным. Поэтому на каждом сегменте рынка(рынок жилищно-ремонтных услуг, рынок услуг по уборке территории, рынок услуг телефонной связи и т. д.) работает одна-две фирмы, что приводит к локальной монополии и требует регулирования цен и тарифов со стороны местных органов управления.
На рынке жилищно-коммунальных услуг можно выделить следующие субъекты с учетом особенностей групп потребителей, имеющих различные виды жилья:
Субъекты рынка жилищно-коммунальных услуг С учетом особенностей групп потребителей, имеющих различные виды жилья: ¢ индивидуальные дома ¢ кондоминиумы ¢ кооперативы ¢ муниципальные дома |
1. индивидуальные дома, находящиеся в частной собственности одного владельца;
2. кондоминиумы - форма владения, при которой хозяину принадлежит часть (квартира) в общей структуре здания; при этом у него равные с другими владельцами права на свою долю земельных владений, гаража, помещений совместного пользования и т.д.
3. кооперативы - форма владения, при которой жилец владеет одной акцией, которой соответствует одна квартира, а все квартиры в совокупности находятся в собственности кооператива.
4. муниципальные дома, находящиеся в собственности местных органов самоуправления, квартиры в которых сдаются в аренду малообеспеченным семьям.
Так, если владельцы индивидуальных домов сами определяют фирмы, предоставляющие соответствующие услуги, то в кооперативах, кондоминиумах и муниципальных домах этот выбор делают управляющие имуществом, которые заключают договоры на обслуживание или осуществлениепосреднических функций по оплате стоимости жилищных услуг, предоставляемых частными фирмами.
Обеспеченность жильем в расчете на 1 человека в 2015 г. | |
Законодательная база по регулированию жилищно-коммунальных услуг | |
Перечень коммунальных услуг | |
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) |