(с 29 слайда)
В отличие от рынка потребительских товаров, рынок услуг характеризуется довольно высокой степенью локализации, так как большинство различных видов услуг имеет четкие территориальные границы реализации.
| ¢ Рынок услуг характеризуется довольно высокой степенью локализации, виды услуг имеют четкие территориальные границы реализации. ¢ В структуре предложения на рынке услуг наибольшая доля принадлежит услугам транспорта – 25,7%, жилищно-коммунальным –20,4% и бытовым услугам – 5,7%. Доля рекреационных услуг – 5,1%, учреждений культуры –1,5%. |
Основная часть рынка услуг локализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерации (за исключением санаторно-курортных и туристских услуг, услуг пассажирского авиационного, железнодорожного, речного транспорта).
Рынок платных услуг имеет существенные региональные особенности.
На с пецифику региональных рынков услуг влияют факторы спроса и предложения:
| Факторы развития регионального рынка услуг факторы спроса: денежные доходы социально-демографическая структура населения национально-исторические привычки и традиции факторы предложения: развитие предприятий службы быта рекреационного комплекса транспорта связи | |
| Классификация рынка услуг | 31-32 |
Кризисные явления в экономике не могли не отразиться на состоянии рынка услуг. Неразвитость рынка услуг приводит к тому, что их доля в структуре денежных расходов составляет в целом по России 10 %, а по отдельным районам России — до 8,0 %.
Рассмотрим несколько видов услуг
А) Емкость региональных рынков бытовых услуг во многом определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения,
Для прогнозирования развития регионального рынка бытовых услуг необходимо прежде всего оценить потребности населения в бытовых услугах в перспективе.
При прогнозировании развития бытового обслуживания на долгосрочный период могут быть использованы перспективные ориентиры потребления бытовых услуг с учетом максимально полного удовлетворения различных потребностей населения региона. При оценке перспектив потребления бытовых услуг необходимо учитывать социально-экономические, демографические, региональные факторы, которые оказывают дифференцирующее влияние на потребление различных видов бытовых услуг.
При прогнозировании емкости рынка бытовых услуг необходимо рассмотреть следующие укрупненные
группы услуг, предполагающие дифференцированный подход в прогнозировании: услуги по ремонту предметов; услуги по изготовлению предметов; услуги личного характера.
Наиболее существенные факторы, которые следует учитывать при рассмотрении перспектив потребления бытовых услуг, определяются специфическим характером услуг, входящих в каждую группу.
Так, при определении емкости рынка услуг по ремонту изделий необходимо учитывать обеспеченность населения предметами длительного пользования, регионально-климатические условия, сроки службы и техническую надежность изделий, стоимость услуг по ремонту.
При этом основным фактором, определяющим емкость рынка ремонтных услуг, является обеспеченность населения предметами длительного пользования.
| Рынок бытовых услуг При прогнозировании емкости рынка бытовых услуг рассматривают укрупненные группы услуг: по ремонту предметов; по изготовлению предметов; личного характера. Емкость рынков бытовых услуг определяется увеличивающимся количеством товаров длительного пользования у населения. |
С ростом денежных доходов, расширением производства и импорта потребительских товаров количество предметов длительного пользования у населения возрастает.
Наблюдается рост числа телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров, микроволновых печей, холодильников, автомобилей в пользовании у населения, в связи с чем возрастает потребность в сети предприятий по ремонту и техобслуживанию бытовой техники.
В связи с ростом обеспеченности автомобилями объем услуг по техобслуживанию личного транспорта может возрасти в 1,6—1,7 раза. В связи с этим во всех регионах перспективно развивать материально-техническую базу автотехобслуживания.
Рост производства и импорта видеомагнитофонов, лазерных проигрывателей, бытовых компьютеров, автоматических хозяйственных машин с программным управлением потребует соответствующего развития материально-технической базы ремонтного обслуживания
Б) При прогнозировании емкости рынка услуг по изготовлениюпредметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.)учитывают факторы:
.
| Рынок услуг по изготовлению предметов потребления При прогнозировании емкости рынка услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам населения (обуви, одежды, мебели и др.) учитывают факторы: – размер денежных доходов населения, – уровень цен на соответствующие товары массового производства в розничной торговле, – качество изготовляемых изделий по индивидуальным заказам по сравнению с массовым производством. |
Прогнозирование рынка услуг по индивидуальному производству товаров должно быть увязано с перспективами массового производства аналогичных товаров.
Если в условиях неразвитости рыночных отношений многие виды индивидуальных заказов выполнялись из-за недостаточности ассортимента товаров, то по мере развития рынка становится возможным существенное улучшение качества товаров и ассортиментной структуры.
В этих условиях предприятия бытового обслуживания специализируются на изготовлении нестандартных моделей, что соответствует задачам службы быта.
Важную роль в развитии рынка услуг играет разгосударствление и приватизация предприятий, мастерских, ателье по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту автомобилей и бытовой техники и т. д.
В) Относительно самостоятельной подсистемой регионального рынка услуг является рынок жилищно-коммунальных услуг, который тесно связан с региональным рынком жилья.
Рынки жилищно-коммунальных услуг имеют существенные особенности в различных странах.
Так в настоящее время в США, Великобритании и ряде других стран правительства практически не вмешиваются в сферу рынка услуг.
В Швеции и других скандинавских странах, для которых характерна социальная ориентация экономической политики, государственное регулирование на рынке жилищно-коммунальных услуг получило широкое распространение,
Доля расходов на рынке жилищно-коммунальных услуг составляет в Великобритании 20 %, ФРГ – 26%, США - 27 % от общего объема доходов населения.
Обеспеченность жильем в расчете на 1 человека в 2015 г.
| Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды. В крупных городских агломерациях концентрируется большое количество потребителей, формирующих спрос на жилищно-коммунальные услуги. В небольших населенных пунктахв условиях небольшой емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, функционирование нескольких фирм на одном сегменте рынка становится невыгодным. На каждом сегменте рынка работает одна-две фирмы, что приводит к локальной монополии и требует регулирования цен и тарифов со стороны местных органов управления. |
Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды.
Уровень монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг во многом определяется типом района или населенного пункта.
Так, в крупных городах и городских агломерациях на компактной территории концентрируется большое количество потребителей, формирующих спрос на жилищно-коммунальные услуги.
С другой стороны, имеется множество фирм и организаций, оказывающих услуги широкого спектра. Потребители могут пользоваться услугами фирм, расположенных в других районах города, что значительно расширяет ареал рынка услуг и снижает уровень монополизации рынка.
В небольших городах и населенных пунктах, а также в сельских районах, в условиях небольшой емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, функционирование нескольких фирм на одном сегменте рынка становится невыгодным. Поэтому на каждом сегменте рынка(рынок жилищно-ремонтных услуг, рынок услуг по уборке территории, рынок услуг телефонной связи и т. д.) работает одна-две фирмы, что приводит к локальной монополии и требует регулирования цен и тарифов со стороны местных органов управления.
На рынке жилищно-коммунальных услуг можно выделить следующие субъекты с учетом особенностей групп потребителей, имеющих различные виды жилья:
| Субъекты рынка жилищно-коммунальных услуг С учетом особенностей групп потребителей, имеющих различные виды жилья: ¢ индивидуальные дома ¢ кондоминиумы ¢ кооперативы ¢ муниципальные дома |
1. индивидуальные дома, находящиеся в частной собственности одного владельца;
2. кондоминиумы - форма владения, при которой хозяину принадлежит часть (квартира) в общей структуре здания; при этом у него равные с другими владельцами права на свою долю земельных владений, гаража, помещений совместного пользования и т.д.
3. кооперативы - форма владения, при которой жилец владеет одной акцией, которой соответствует одна квартира, а все квартиры в совокупности находятся в собственности кооператива.
4. муниципальные дома, находящиеся в собственности местных органов самоуправления, квартиры в которых сдаются в аренду малообеспеченным семьям.
Так, если владельцы индивидуальных домов сами определяют фирмы, предоставляющие соответствующие услуги, то в кооперативах, кондоминиумах и муниципальных домах этот выбор делают управляющие имуществом, которые заключают договоры на обслуживание или осуществлениепосреднических функций по оплате стоимости жилищных услуг, предоставляемых частными фирмами.
| Обеспеченность жильем в расчете на 1 человека в 2015 г. | |
| |
| Законодательная база по регулированию жилищно-коммунальных услуг | |
| Перечень коммунальных услуг | |
| Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) |