Совершенствование нормативной правовой базы в части использования земель сельскохозяйственного назначения

В целях повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель,вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, а также упорядочивания мероприятий по надзору за соблюдением требований земельного законодательства на сельскохозяйственных землях Минсельхозом России разработаны следующие проекты федеральных законов:

- проект федерального закона № 325481-6 «О внесении изменений в статью 85 части первой и статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Проект федерального закона № 325481-6);

- проект федерального закона № 325474-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»(далее – Проект федерального закона № 325474-6);

- проект федерального закона № 272857-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(далее – Проект федерального закона № 272857-6);

- проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные законодательные акты Российской Федерации(в части повышения ответственности за порчу земель, далее – Законопроект о внесении изменений в КоАП).

Проект федерального закона № 325481-6 предусматриваетвнесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на определение порядка предоставления органами, осуществляющими государственный земельный надзор, сведений о выявленных нарушениях, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, в налоговые органы (поправки в статью 85 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом поправки в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что повышенная ставка земельного налога (1,5 процента) за неиспользуемые сельскохозяйственные земли применяется в течение всего налогового периода, в которомвыявлено такое правонарушение.Проект федерального закона № 325481-6 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 1341-р. В настоящее время Проект федерального закона № 325481-6 готовится к первому чтению.

Проект федерального закона № 325474-6 предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает размеры административных штрафов за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения в процентах от кадастровой стоимости. Кроме того, увеличивается верхний предел административного штрафа за правонарушение, связанное с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения
до 500 тыс. рублей.Также вносятся изменения, позволяющие Россельхознадзору привлекать к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение.Проект федерального закона № 325474-6 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 8 октября 2013 г.

Проектом федерального закона № 272857-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(далее – Проект федерального закона № 272857-6) предусмотрено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может заключаться на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев предоставления земельных участков для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных (в данном случае договор заключается на срок до трех лет).Проект федерального закона № 272857-6 принятГосударственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении в июле 2013 года.В настоящее время Проект федерального закона № 272857-6 готовится ко второму чтению.

Законопроект о внесении изменений в КоАП РФнаправлен на повышение ответственности за порчу земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного строительства, предусмотренной нормами КоАП РФ и уточнение норм в части компетенции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор.

Вцелях уточнения полномочий Минсельхоза России по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений
(в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и устранения пробелов в действующей редакции части 4 статьи 10 Закона об обороте, препятствующих реализации арендаторами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения права на выкуп соответствующих участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования таких участков, Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – законопроект).

Законопроектом предлагается наделить Минсельхоз России полномочиями по установлению порядка предоставления документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также наделению подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений правом предоставления таких документов заинтересованным лицам.

Предполагается, что указанные документы по решению Минсельхоза России будут предоставляться заинтересованным лицам подведомственными Минсельхозу России федеральными государственными бюджетными учреждениями – станциями и центрами агрохимической службы и сельскохозяйственной радиологии, расположенными во всех субъектах Российской Федерации (107 учреждений).

Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию гражданами и юридическими лицами, арендующими земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения более 3-х лет, прав на приобретение соответствующих земельных участков в собственность при условии их надлежащего использования.

В настоящее время в связи с принятием уполномоченными на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органами решений об отказе в предоставлении соответствующих земельных участков в собственность по истечении трех лет с момента заключения договоров аренды по причине непредставления арендаторами таких участков документов, подтверждающих их надлежащее использование, вопрос о приобретении права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения решается в судебном порядке.

При этом сложившаяся судебная практика по данному вопросу не единообразна. Судами принимаются решения как о признании незаконными действий органов, уполномоченных на предоставление земельных участков, выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок, арендуемый более трех лет, в связи с отсутствием документов, подтверждающих надлежащее использование, так и решения, обязывающие арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подтвердить надлежащее использование арендуемых земельных участков.

Таким образом, принятие законопроекта позволит исключить неоднозначность в толковании норм Закона об обороте и снизить нагрузку на органы судебной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: