РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ И МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ПИОНЕРАМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ
(ПРОГРАММА «ОРИЕНТИР»)
Печатается по: Пионерская работа в школе. – М.: Просвещение, 1972.
Источник: О дальнейшем улучшении деятельности ВЛКСМ по руководству Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина. - М., Молодая гвардия, 1967, стр. 32—76.
Утверждены Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года
Почетна и ответственна роль комсомола в руководстве пионерской организацией имени В. И. Ленина. Это одно из главных поручений партии комсомолу, говорилось в приветствии ЦК КПСС XV съезду ВЛКСМ.
Центральный Комитет Коммунистической партии обязал комсомол постоянно совершенствовать формы и методы работы с детьми, изживать однообразие в пионерской работе, увлекать ребят живыми и интересными делами, развивать самостоятельность и самодеятельность пионеров.
Пионерская организация —детская коммунистическая самодеятельная организация. Ее главная цель — помогать партии, комсомолу, школе воспитывать юное поколение страны в духе коммунистических идеалов.
Воспитание юных граждан осуществляется тем успешнее и плодотворнее, чем полнее оно соответствует каждому возрастному этапу. Учет психологических особенностей детей разного возраста, особенностей их физического развития — одно из решающих условий улучшения деятельности пионерской организации.
Настоящие рекомендации составлены с учетом различных особенностей, возрастных групп детей и предполагают последовательное расширение круга деятельности пионерских коллективов, усложнение форм и методов их работы, непрерывное повышение ответственности каждого пионера за дело своего коллектива.
Рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов («Ориентир») адресованы старшим и отрядным пионерским вожатым, учителям, работникам внешкольных учреждений. Они призваны помочь определить основные направления работы октяб-рятских групп, пионерских отрядов и дружин, подсказать, как повседневные дела ребят связывать с требованиями Законов пионеров Советского Союза и правилами октябрят.
Рекомендации адресованы также районным, городским, областным, краевым, республиканским комитетам комсомола, советам пионерской организации. Они требуют от комитетов комсомола и советов пионерской организации более совершенных методов работы, а также значительной перестройки системы подготовки и переподготовки кадров старших и отрядных вожатых.
Настоящие рекомендации не должны ограничивать инициативу вожатых и педагогов. Они предполагают творческое планирование работы дружин и отрядов с учетом требований сегодняшнего дня, насущных задач пионерии, традиций, местных и национальных условий жизни пионерских коллективов, уровня их развития.
В программе «Ориентир» четыре раздела:
октябрята (I—III классы);
пионеры младшего возраста (III—IV классы);
пионеры среднего возраста (V—VI классы);
пионеры старшего возраста (VII—VIII классы).
Октябрята
I. Краткая характеристика психологических особенностей детей 7—9 лет (I—III классы)
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, эмоциональность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном — вот некоторые общие черты семи-, девятилетних детей.
С приходом в школу заметно изменяется развитие умственных сил, воли и чувств ребенка, расширяется его кругозор, разнообразятся интересы. Школа становится центром жизни ребят, с ней связаны новые переживания, здесь ребята больше, чем где-либо, пр-иобщаются к миру старших.
Поведение дошкольника носил© в значительной мере меироизшэлшый характер. Учение в школе, требующее сознательной организации своего времени, работы, помогает ребенку постепенно овладевать своим поведением. У детей появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, чувства собственной значительности. Однако эти качества еще далеко не устойчивы.
В первые ученические годы дети особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Наряду с учением в их жизни важное место продолжает занимать игра, являющаяся для ребят этого возраста одним из основных путей проникновения в окружающий мир.
В эту пору весьма высок естественный авторитет старшего. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, делаемые в эмоциональной и доступной форме, часто становятся суждениями и оценками самих детей.