Выделяют следующие периоды развития таможенного дела.
Первый период (VI -VII вв.) - зарождение торгово-пошлинных отношений у славянских народов, проживающих на днепровском торговом пути в доисторической Руси. Особенность этого периода состояла в том, что усилилась консолидация проживающих на пути «из варяг в греки» народов, увеличился товарообмен в южном (Византия), восточном (Хазарский каганат), северном (Скандинавия) и западном (западнославянские и германские государственные объединения) направлениях.
Создание Древнерусского государства, экономическое и социальное развитие общества, международный торговый обмен товарами - все это объективно потребовало введения цивилизованных правил торговли на основе осуществления пошлинных обрядностей.
Второй период (VIII - начало IX в.) - эволюция торговых обрядностей в период становления Древнерусского государства. Рассматриваемый период сопровождается развитием внешней торговли на основе сбора полюдья и развития товарного производства в натуральном хозяйстве.
|
|
Претерпевают изменения и пошлинные обрядности: осуществляется дифференциация видов пошлин и закрепление за каждым мытником (таможенником) его обязанностей. На Руси появляются данщики, осменики, мытники, пошлинники.
Третий период (вторая половина IX - первая половина XII в.) - торгово-пошлинные обрядности в Киевской Руси. Внешнеторговые отношения на Руси получили широкое развитие. Получает развитие и система торгово-пошлинных отношений, которые становятся обязательным атрибутом государства как при торговых сделках внутри страны, так и за ее пределами.
Четвертый период (конец XII - середина XIII в.) - угасание сложившейся системы пошлинных обрядностей. Из-за роста производительных сил и их несоответствия производственным отношениям наметился экономический и политический кризис Киевского государства.
Пятый период (вторая половина XIII - начало XIV в.). В связи с захватом Руси. Монголо-татары ввели тамгу, усилился сбор дани, пошлины росли, сбор осуществлялся в пользу татарских князей.
К началу XIV в. складывались новые таможенные отношения. На их характер наложили отпечаток оживление хозяйства великих и удельных княжеств, развитие ремесленного производства, развитие живописи, архитектуры, градостроительства. Особенностью этого периода является укрепление власти феодалов.
Шестой период (XV-XVII вв.). Для него характерен процесс складывания таможенных обрядностей. Этому способствовало освобождение от монголо-татарского ига, территориальное и политическое объединение русских земель и, в конечном счете, образование Московского централизованного государства как сословно-представительной монархии, под властью Москвы, возникновение предпосылок экономического развития государства, зарождения всероссийского рынка. В указанный период предпринимались усилия для реформирования таможенных обрядностей. Это просматривается в содержании царских таможенных грамот. Среди них Уставная грамота по сбору таможенных пошлин в городе Суздале (1606), «Память Новгородским таможенным головам о взимании пошлин с немецких людей, приезжающих из Швеции» (1612) и др.
|
|
Документы показывают стремление государственной власти влиять на таможенное дело и назревшую необходимость его централизации.
Наступает период реформирования таможенного дела.
Седьмой период (XVIII в.) - период завершения таможенной реформы, организации централизованного управления таможнями. Их укомплектование осуществлялось по принципу вольного найма и носило сословный характер. Важным шагом в развитии таможенного дела явилось принятие первого протекционистского тарифа России в 1724 г. В тот же период в свет вышел ряд документов, регламентирующих оформление и контроль грузов на море, что нашло отражение в Морском пошлинном уставе 1731 г.
Восьмой период (XIX в.) характеризуется поисками наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики. Он состоит из трех этапов.
Первый этап связан с переходом к протекционизму. В 1819 г. был принят фритредерский таможенный тариф, который, как отмечал министр финансов России Е. Ф. Канкрин, убил русскую промышленность.
Второй этап - 50 -70-е годы - наметились протекционистские тенденции, которые привели к пересмотру взглядов на место и роль таможенного дела в государстве.
Третий этап - вторая половина XIX в. - характеризуется широким использованием таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах индустриализации страны. Значительно вырос уровень таможенного законодательства, в нем были обоснованы деятельность таможенной охраны, а также пограничной и корчемной стражи. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские принципы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и в соответствии с собственными российскими экономическими интересами. К концу XIX в. таможенное законодательство вполне отвечало потребностям государства и мировым стандартам.
Девятый период (конец XIX -- начало XX в.). Был принят протекционистский тариф 1891 г., что вызвало обострение отношений России и Германии и привело к «таможенной войне». Таможенное дело оказалось на острие экономических противоречий, вызванных протекционистскими тарифами. На повестку дня вновь встал вопрос о выборе направленности таможенной политики.
В связи с отсутствием соответствующих законов в Россию беспрепятственно пошли иностранные капиталы, которые вкладывались в российскую экономику и в создание филиалов иностранных предприятий. Производимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Таможенный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчинилась интересам иностранных государств.
Десятый период (1921- 1991) - переход от протекционизма к государственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно разделить на три этапа.
Первый этап (1921-1927) - включение таможенного механизма регулирования внешней торговли в период НЭПа. На этом этапе были введены протекционистские таможенные пошлины, что позволило восстановить внешнеторговые связи, снять экономическую блокаду, решить вопросы пополнения бюджета и восстановить разоренное войнами народное хозяйство.
Второй этап (конец 1927-1949) - таможенная служба Советского государства выполняла роль контролера: отвечала за пропуск и регистрацию товаров и пассажиров.
|
|
Третий этап (1949-1986) деятельности таможенного ведомства СССР -- Главного таможенного управления Министерства внешней торговли -- характеризуется некоторым подъемом в связи с созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в рамках стран народной демократии, а затем социалистического содружества. В этот период были унифицированы таможенное законодательство и правила таможенного контроля, усилено внимание к подготовке кадров.
Четвертый этап (1986-1991) -функционирование таможенной службы в условиях начала либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике. Он наступил до распада СССР и связан с реорганизацией таможенной службы и преобразованием ее в Государственную таможенную службу.
Одиннадцатый период (октябрь 1991-2003) - создание, становление и развитие таможенной службы Российской Федерации.
Таможенная служба развивалась в соответствии с Программой на 2004-2008 гг. Важные события произошли в июле - августе 2004 г. ГТК России был переименован в Федеральную таможенную службу, которая стала работать на основе Положения о ФТС. Согласно документу, ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов.