Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере торговой деятельности

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.40 14.42 КоАП. Порядок и сроки привлечения лиц к административной ответственности по указанным статьям различны и установлены соответствующими положениями КоАП.

Необходимо принимать во внимание отличие процедур при осуществлении территориальными антимонопольными органами государственного контроля (надзора) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле.

Являясь составной частью антимонопольного законодательства, статья 13 Закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов(торговых сетей и поставщиков), ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 14.40 КоАП.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Таким образом, дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.40 КоАП, возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что за совершение запрещенных действий, перечисленных в статье 14.40 КоАП, хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности с учетом сроков давности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП., т.е. в течение одного года со дня совершения административного правонарушения, а при пляшемся правонарушении в течение 1 года с момента его обнаружения. Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.40 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. За нарушение положений статьи 9 Закона о торговле, которая не включена в главу 3 Закона о торговле и не является антимонопольным законодательством, также предусмотрена административная ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП. Сроки давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42 КоАП определяются в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП в течение года со дня совершения административного правонарушения, а при пляшемся со дня обнаружения.

В данном случае согласно части 1 статьи 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Следовательно,за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.41 и 14.42 КоАП, дело об административном правонарушении возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения в сфере законодательства о торговле (без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства).

Законом N 273-ФЗ внесены изменения в две статьи (ст. ст. 14.40 и 14.42) главы 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".

Статья 14.40, в которой речь идет о нарушении антимонопольных правил, установленных федеральным законом, принята в новой редакции и существенно расширена за счет включения новых диспозиций данной статьи.

В первых двух частях статьи 14.40 предусмотрена ответственность за создание дискриминационных условий с однотипными санкциями за совершение правонарушения. Так, согласно части 1 данной статьи создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - Продавец), или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (далее - Поставщик), дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Законом о защите конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2 млн до 5 млн руб.

Такие же санкции для должностных лиц и юридических лиц влечет за собой создание Продавцом или Поставщиком препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 14.40).

В соответствии с частью 3 данной статьи такие же санкции налагаются на должностных лиц и юридических лиц в случае нарушения Продавцом или Поставщиком установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка ценообразования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 14.40 КоАП РФ навязывание Продавцом или Поставщиком контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2 млн. 500 тыс. до 5 млн. руб.

В силу части 5 данной статьи заключение между Продавцом и Поставщиком для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Законом о защите конкуренции, и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 1 млн 500 тыс. до 4 млн 500 тыс. руб.

Согласно примечанию к части 5 статьи 14.40 предусмотренная этой статьей административная ответственность устанавливается в зависимости от степени вины Продавца и Поставщика.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 5 настоящей статьи, влечет за собой суровые меры ответственности, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 200 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 3 млн до 5 млн руб. (ч. 6 ст. 14.40).

Как следует из вышеизложенного, санкции, предусмотренные частью 6 ст. 14.40 КоАП РФ, содержат административное наказание в виде дисквалификации, которая согласно статье 3.11 Кодекса назначается судьей. Поэтому в соответствии с пунктом 5 ст. 2 Закона N 273-ФЗ часть 2 ст. 23.1 КоАП РФ, где перечислены дела об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьей, дополнена ссылкой на часть 6 ст. 14.40 Кодекса.

В статье 14.42 КоАП РФ говорится о нарушении установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности.

Следует особо отметить, что в шесть частей статьи 14.42 Кодекса внесены только отдельные поправки в диспозиции этих частей (без изменения соответствующих санкций), связанные с рассмотренными ранее изменениями и дополнениями в Закон о торговле. Например, в связи с тем, что Закон N 273-ФЗ снизил максимальный размер вознаграждения торговым сетям за продажу продовольственных товаров с 10 до 5%, соответствующая поправка внесена в абзац первый ч. 1 ст. 14.42 КоАП РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что статья 14.42 Кодекса дополнена частью 7 в следующей редакции: "Совершение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещенных Федеральным законом действий по взиманию платы, внесению платы либо возмещению расходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей".

Следует также учитывать, что в настоящее время информация о существенных условиях договора поставки продовольственных товаров предоставляется только через Интернет, в то время как ранее, кроме Интернета, имелась возможность предоставления запрашиваемой информации в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса. Во всяком случае, нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации (путем размещения в Интернете) об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров влечет для нарушителей административную ответственность в соответствии с положениями статьи 14.41 КоАП РФ.

9. Результаты контрольных мероприятий по проверки соблюдения законодательства в сфере торговой деятельности на территории Новосибирской области

Новосибирским УФАС России во исполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации (пункт 4 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 № 3) проведены проверки в отношении основных торговых сетей, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области. Проверочные мероприятия проводились в отношении торговых сетей федерального, регионального (межрегионального) и муниципального уровней. В частности контрольные мероприятия проведены в отношении 12 торговых сетей. Также проверки проводились в отношении нескольких крупных поставщиков.

Указанные проверки осуществляются с целью контроля за приведением торговыми сетями договорных отношений с поставщиками продовольственных товаров в соответствие с изменениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон о торговле). В рамках данных контрольных мероприятий антимонопольным органом на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», проведен анализ договоров с поставщиками продовольственных товаров, протоколов разногласий, дополнительных соглашений к данным договорам, электронной переписки, сведений, размещенных на сайте, и иных документов и материалов, свидетельствующих об осуществлении торговой деятельности. Всего проанализировано более 200 договоров.

В целом на территории Новосибирской области договорные отношения между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров приведены в соответствие с изменениями, внесенными ФЗ № 273-ФЗ в Закон о торговле. При этом в рамках контрольных мероприятий антимонопольным органом выявлялись отдельные нарушения законодательства в сфере торговой деятельности как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Как показали итоги проверок, выявленные нарушения законодательства о торговле касаются, прежде всего:

- несоблюдения сроков оплаты продовольственных товаров, установленных частью 7 статьи 9 Закона о торговле.

- несоблюдения порядка и условий выплаты вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров у поставщика, закрепленных частями 4, 5 статьи 9 Закона о торговле.

- не размещение на сайте информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора, что предусмотрено ч.1, 2 статьи 9 Закона о торговле.

По фактам выявленных нарушений возбуждено и рассмотрено 15 адм. дел.

С целью снижения государственного вмешательства и контроля в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в июле 2016 года был принят так называемый «антикризисный пакет». С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральной закон от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях», которыми вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство. Внесены изменения в закон о торговле. Согласно ст. 4.1. положения статей 13 и 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей. Необходимо отметить к прочим статьям данного закона иммунететы не применятся.

ФЗ № 316-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, а именно введена ст. 4.1.1., предусматривающая замену штрафа на предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: