в различных областях социальной деятельности выделяется несколько видов социальной информации, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Виды социальной информации
Сфера социальной деятельности | Вид социальной информации |
Наука | Научная |
Промышленное и сельскохозяйственное производство | Производственная, техническая |
Искусство и художественное творчество | Эстетическая |
Спорт | Спортивная |
Политика | Политическая |
Массовое информирование и пропаганда | Массовая, популярная, публицистическая |
Образование | Педагогическая |
Управление | Управленческая |
Быт | Бытовая |
Каждый из названных видов информации может быть объектом отражения в документе. Эти сферы можно расширить за счет отраслевого деления информации (медицинская, сельскохозяйственная, биологическая, историческая и т. п.).
Сведения, предназначенные для передачи, находятся в сообщении. Информация — это содержание некоторого сообщения. Одну и ту же информацию можно передавать с помощью разных сообщений, например, на разных языках.
|
|
Передачу информации одним человеком другому можно рассматривать как процесс передачи сообщений, закодированных в виде знаков. Смысл и значение этих знаков требует соответствующего восприятия и понимания.
Совокупность знаков для потребителя может остаться только сообщением и не превратиться для него в информацию, если он не может декодировать совокупность этих знаков (например, текст на иностранном языке, произведение авангардной живописи, математические формулы и т. п.). Способность воспринимать информацию целиком зависит от
г ^па 2. Документ как система --------------------------------------------------------------- 47
олучателя, его возможностей и способностей, имеющегося информационного тезауруса и т. д.
Приемником информации может быть человек либо техническое устройство (ЭВМ, контрольно-измерительный прибор и т. п.), следовательно, понятие информации субъективно: без воспринимающего субъекта информация не реализуется, остается «вещью в себе». От психофизиологических или технических характеристик приемника информации зависят объем, глубина, качество и другие параметры информации. Иными словами, информация имеет объектную форму в виде сообщений и субъектную — как процесс ее восприятия и понимания. С субъектной точки зрения информация есть результат ее восприятия (выделение сигнала из окружающей среды), ее распознавания (идентификации), верификации (расшифровка значения и смысла), перекодирования и систематизации (отнесение к тем или иным классам понятий).