Доступность дошкольных образовательных организаций

По данным формы федерального статистического наблюдения № 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход» (далее – форма федерального статистического наблюдения
№ 85-К), по состоянию на 1 января 2017 года на территории Российской Федерации функционирует 49 370 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (на 1 января 2016 г. – 50 111;
на 1 января 2015 г. – 50 979), из них собственно самостоятельных дошкольных образовательных организаций – 38 362 (на 1 января 2016 г. – 39 535; на 1 января 2015 г. – 41 322).

Снижение числа самостоятельных дошкольных образовательных организаций наблюдается в большинстве субъектов Российской Федерации в связи с процессом реорганизации и созданием крупных образовательных организаций (центров), реализующих все уровни общего образования (дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование).

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации отмечается рост самостоятельных дошкольных образовательных организаций к предыдущему году: в Республиках Бурятия (на 0,5%), Дагестан (на 0,7%), Ингушетия (на 30,6%), Кабардино-Балкарской (на 16,7%), Карачаево-Черкесской (на 3,3%), Северная Осетия-Алания (на 3,1%), Чеченской (на 16,1%), Краснодарском (на 0,3%), Ставропольском (на 1,5%) краях, Курской (на 1,5%), Магаданской (на 3,9%), Московской (на 0,2%), Орловской (на 0,5%) областях, г. Москве (на 6,3%), г. Санкт-Петербурге (на 0,7%).

Численность воспитанников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 1 января 2017 г. составила 7,3 млн. человек (на 1 января 2016 г. – 7,2 млн. человек;
на 1 января 2015 г. – 6,8 млн. человек).

По состоянию на 1 января 2017 года в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, трудилось 656 193 педагогических работника, из них 507 589 воспитателей (на 1 января 2016 г. педагогических работников – 642 834, из них воспитателей – 500 166; на 1 января 2015 г. – педагогических работников – 630 266, из них воспитателей – 491 096).

Начиная с 2014 года, в целях обеспечения высокого качества дошкольного образования на всей территории Российской Федерации в плановом порядке осуществлялась работа по переходу дошкольных образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Введение ФГОС ДО реализовывалось в рамках реализации Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО (далее – План действий).

К настоящему времени все пункты Плана действий выполнены в полном объеме.

По результатам мониторинга зафиксировано, что в 2016 году 99,19% организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования (далее – организации), переработали образовательные программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО (2015 г. – 94,47%; 2014 г. – 62%).

По образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям ФГОС ДО, в 2016 году обучалось 99,56% от общего числа воспитанников организаций, принявших участие в мониторинге (2015 г. – 94,93%; 2014 г. – 62%).

Важнейшим фактором обеспечения развития детей в соответствии с ФГОС ДО является качественная развивающая предметно-пространственная среда. По данным мониторинга, в 2016 году развивающая предметно-пространственная среда создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО
в 45 364 организациях, что составляет 90,51% от общего числа функционирующих организаций (2015 г. – 41 784 организации или 83,18%).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет

По результатам оперативного мониторинга, осуществляемого посредством федерального сегмента электронной очереди, по состоянию
на 1 января 2017 года дошкольное образование в различных формах получали
1 068 857 детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет (на 1 января 2016 г. – 1 052 858 человек; на 1 января 2015 г. – 963 947 человек).

В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет на 1 января 2017 г. составляет 76,59% (на 1 января 2016 г. – 71,75%; на 1 января 2015 г. – 51,86%).

Стопроцентную доступность для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет
на 1 января 2017 г. обеспечили 3 субъекта Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Ульяновская область, Чукотский автономный округ.

Показатель доступности дошкольного образования для детей от 2 мес. до 3 лет от 90% до 99,99% достигнут в 23 субъектах Российской Федерации.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет от 50% до 89,99% достигнута в 50 субъектах Российской Федерации.

Наиболее острой проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет остается в 9 субъектах Российской Федерации, где ее показатель не достигает 50% (Республики Бурятия (47,11%), Дагестан (41,91%), Ингушетия (39,14%), Крым (37,41%), Северная Осетия–Алания (43,56%), Татарстан (44,43%), Еврейская автономная область (42,48%), Новосибирская область (29,85%), г. Севастополь (14,03%).

Численность детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, не обеспеченных местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования («очередность», «актуальный спрос»), на 1 января 2017 года составила 326 767 человек (на 1 января 2016 г. – 414 526 человек; на 1 января 2015 г. – 894 829 человек).

Общая численность детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, зарегистрированных в электронной очереди, по состоянию на 1 января 2017 года составила 2 847 588 человек
(на 1 января 2016 г. – 2 843 279 человек; на 1 января 2015 г. – 2 704 975 человек).

Обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет

По данным ежемесячного мониторинга, по состоянию на 1 января 2017 года численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 6 075 757 человек. В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 98,94% (на 1 января 2016 г. – 98,97%; на 1 января 2015 г. – 93,65%).

По состоянию на 1 января 2017 года значение показателя 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет достигнуто в 75 субъектах Российской Федерации (с учетом применения математического правила округления чисел до целого числа).

Показатели доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет от 95% до 99% достигнуты в 4 субъектах Российской Федерации: в Республиках Бурятия (97,11%), Татарстан (98,12%), Самарской области (98,51%), г. Севастополе (96,06%).

Наиболее остро проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет остается в 6 субъектах Российской Федерации, где показатель доступности дошкольного образования для указанной возрастной группы не достигает 95%: в Республиках Дагестан (82,03%), Ингушетия (49,41%), Крым (77,98%), Северная Осетия–Алания (94,13%), Тыва (85,71%) и Забайкальском крае (92,02%).

Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования («очередность», «актуальный спрос»), в федеральном сегменте электронной очереди по состоянию на 1 января 2017 года составила 65 055 человек (на 1 января 2016 г. – 62 106 человек; на 1 января 2015 г. – 372 430 человек).

Общая численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, зарегистрированных в электронной очереди, по состоянию на 1 января 2017 года составила 255 241 человек
(на 1 января 2016 г. – 214 187 человек; на 1 января 2015 г. – 488 977 человек).

Реализация мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования

На мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования (далее – МРСДО) в 2013–2015 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации перечислено 130 млрд. рублей. Софинансирование составило более 82,3 млрд. рублей.

Всего за 2013–2015 годы в рамках реализации МРСДО и «дорожных карт» создано почти 1 136 336 мест, из них в 2013 году – 401 677 мест, в 2014 году – 386 102 места, в 2015 году – 348 557 мест.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2016 году субъектами Российской Федерации создано 97 372 мест в дошкольных образовательных организациях, в том числе в рамках мероприятий МРСДО – 22 717 мест.

Всего за 2013–2015 годы был произведен капитальный ремонт 2 116 помещений детских садов (2015 г. – 149; 2014 г. – 248; 2013 г. – 1 719), построено 1 997 объектов (2015 г. – 714; 2014 г. – 742; 2013 г. – 541), возвращены в систему здания 286 садов (2015 г. – 77; 2014 г. – 126; 2013 г. – 83), приобретено 411 зданий (2015 г. – 151; 2014 г. – 149; 2013 г. – 111), проведена реконструкция 572 объектов (2015 г. – 114; 2014 г. – 178; 2013 г. – 280).

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, количество объектов, созданных в 2016 году, составило 266, из них в рамках МРСДО – 146 объектов.

2015 год был завершающим годом реализации мероприятий по МРСДО. Федеральными законами от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Минобрнауки России бюджетные ассигнования на МРСДО не предусмотрены.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, дальнейшая реализация мероприятий по обеспечению доступного дошкольного образования возможна за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем особое внимание уделяется развитию альтернативных форм дошкольного образования.

Функционируют 2 032 семейные дошкольные группы как структурные подразделения муниципальных и (или) государственных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, с охватом 8 066 воспитанников и 297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр и уход без реализации образовательной программы, с охватом 890 воспитанников.

Кроме того, в настоящее время в субъектах Российской Федерации созданы и функционируют 9 531 консультационный центр, оказывающий
методическую, психолого–педагогическую, диагностическую помощь и консультации без взимания платы 893 152 родителям с 394 740 детьми, в том числе в возрасте до 3 лет.

В рамках реализации мероприятия 2.1. Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в 2017 году 13 консультационным центрам оказана финансовая поддержка в виде грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Перспективным является также открытие дошкольных групп при организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Минобрнауки России направлены методические рекомендации в субъекты Российской Федерации, содержащие разъяснения по созданию дошкольных групп при вузах. На сегодняшний день такой опыт имеют 26 вузов в 12 субъектах Российской Федерации.

Кроме того, с 2014 года Минобрнауки России проводит конкурс по выявлению в субъектах Российской Федерации лучших моделей дошкольного образования для детей раннего возраста (далее – конкурс). В 2014 году в конкурсе приняло участие 30 субъектов Российской Федерации, в 2015 году – 36 субъектов Российской Федерации, в 2016 году – 45 субъектов Российской Федерации.

Развитие и поддержка негосударственного сектора дошкольного образования

По данным формы федерального статистического наблюдения № 85-К, в Российской Федерации на 1 января 2017 года 990 организаций осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми частной формы собственности, что составляет 2% от общего числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (на 1 января 2016 г. – 973; на 1 января 2015 г. – 928).

Наибольшее развитие частные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования от общего числа организаций получили: в Республиках Бурятия (3,7%), Ингушетия (7,8%), Карелия (4,2%), Северная Осетия – Алания (3,7%), Хакасия (4,3%) и Чеченской (3,5%), Пермском (3,9%), Приморском (2,7%), Хабаровском (4,2%) краях, Амурской (2,0%), Иркутской (2,8%), Калининградской (4,4%), Курской (2,3%), Московской (4,8%), Новосибирской (2,1%), Омской (3,3%), Псковской (2,2%), Самарской (22,2%), Свердловской (3,5%), Тюменской (3,1%) областях,
Ямало-Ненецком автономном округе (4,5%), г. Москве (9,7%), г. Санкт-Петербурге (2,8%).

В целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми частной формы собственности –
102 622 человека, что составляет 1,4% от общей численности воспитанников (на 1 января 2016 г. – 98 021 человек или 1,4%; на 1 января 2015 г. – 93 039 человек или 1,4%).

Наибольшая доля воспитанников, получающих дошкольное образование и присмотр и уход за детьми в частных организациях, по состоянию на
1 января 2017 года отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: в Республиках Бурятия (3,3%), Дагестан (1,8%), Ингушетия (1,4%), Карелия (2,1%), Саха (Якутия) (7,4%), Хакасия (2,6%), Пермском (2,4%), Приморском (1,6%), Хабаровском (4,1%) краях, Астраханской (1,8%), Воронежской (1,4%), Иркутской (2,3%), Калининградской (1,4%), Костромской (1,4%), Московской (2,0%), Новосибирской (1,8%), Омской (2,9%), Самарской (12,7%), Свердловской (2,2%), Томской (2,5%), Ярославской (1,6%) областях,
Ямало-Ненецком автономном округе (4,7%).

В целях поддержки и развития негосударственного сектора дошкольного образования на федеральном уровне предпринят ряд мер по снятию административных, финансовых, информационных и иных барьеров при открытии частных дошкольных образовательных организаций.

Кроме того, Минобрнауки России в рамках реализации пункта 31 плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г.
№ 1144-р, подготовило и направило для использования в работе обобщенную информацию, представленную субъектами Российской Федерации, о лучших практиках бюджетного финансирования частных дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в том числе созданных учреждениями профессионального и дополнительного образования, а также учреждениями культуры и спорта (письмо Минобрнауки России от 12 января 2017 г. № 08-25).

В то же время в рамках реализации мероприятий по МРСДО в Российской Федерации за 2013–2015 годы в целях поддержки негосударственного сектора в сфере дошкольного образования создано 45 796 мест, из них в 2013 году создано 14 110 мест, в 2014 году – 17 710 мест, в 2015 году – 13 976 мест.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2016 году в рамках поддержки негосударственного сектора в сфере дошкольного образования создано 7 240 мест.

 

Общее образование

С 2011 года в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС) (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373,
от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413), по которым с 1 сентября 2017 г. будут обучаться учащиеся 1–7 классов.

В 8–11 классах продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 года (далее – ГОС 2004 года) (приказы Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования в конкретной общеобразовательной организации определяется ее основной образовательной программой, разрабатываемой общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учётом примерной основной образовательной программы (www.feosreestr.ru).

Независимо от особенностей реализуемой основной образовательной программы итогом обучения должно стать достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, определенных ФГОС (1–7 классы) и требований к уровню подготовки выпускников, определенных ГОС 2004 г. (8–11 классы).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

 

Профессиональное образование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: