Состояние питания детей

Детское питание является одним из ключевых элементов, напрямую влияющих на процессы обмена веществ в организме, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность организма сопротивляться различным неблагоприятным влияниям внешней среды.

Производство продуктов детского питания в Российской Федерации осуществляется на специализированных предприятиях и цехах пищевой и перерабатывающей промышленности.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» приказом Минсельхоза России от 11 февраля 2013 г. № 53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460» с 1 августа 2015 года предусмотрена государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным на срок от 2 до 8 лет и направленным на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов (цехов) по производству продуктов детского питания.

Кроме того, предусматривается государственная поддержка по кредитным договорам, заключенным сроком до 1 года на закупку сельскохозяйственного сырья для производства детского питания для детей раннего и дошкольного возраста.

Производство детского питания осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» и технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции.

С принятием технических регламентов Таможенного союза устанавливаются требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией на всех стадиях ее оборота – от сырья до готовой продукции, к маркировке пищевой продукции, а также правилам оценки ее соответствия установленным требованиям.

Четкое соблюдение и применение на добровольной основе производителями детского питания требований технических регламентов позволит обеспечить выпуск качественной продукции для самых маленьких жителей нашей страны.

Решение этой важнейшей задачи будет способствовать успешному развитию отрасли, увеличению потребительского спроса и решению задач по импортозамещению, в том числе путем увеличения спроса на отечественные продукты детского питания.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статьей 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьей 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.

Нормы лечебного питания утверждены приказом Минздрава России от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания».

Кроме того, в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра.

В настоящее время в Федеральном регистре числится 3 943 ребенка, для которых единственным средством патогенетического лечения являются специализированные продукты лечебного питания. По данным Федерального регистра, указанное лечение назначено 3 126 детям.

Во исполнение пункта 41 плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, в целях совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в части обеспечения детей-инвалидов специализированными продуктами лечебного питания постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 апреля 2015 г. № 333 утверждены Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г.
№ 2052-р утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2016 год; приказом Минздрава России
от 9 июня 2015 г. № 324н утверждено Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует гармоничному физическому и умственному развитию, высокой работоспособности и успеваемости школьника, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на качество жизни, является необходимым условием формирования и сохранения здоровья детей и подростков.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) организация питания в образовательной организации возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Питание обучающихся в общеобразовательных организациях организуется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 (далее – СанПиН).

Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определено, что в компетенцию образовательной организации входит создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают необходимые условия для соблюдения СанПиН на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей (пункт 14.2 СанПиН).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ правом на получение бесплатного питания в общеобразовательных организациях наделены дети из многодетных и малоимущих семей.

На основании статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, не отнесенных к льготной категории, в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по состоянию на 1 мая 2017 года одноразовым горячим питанием охвачены 10 997 722 человека (64,61% от общего количества обучающихся), что на 2,03% выше, чем на 1 мая 2016 года, из них:

1–4 классы – 4 354 734 человека (64,06% от общего количества обучающихся на данном уровне образования);

5–9 классы – 4 167 561 человек (56,79% от общего количества обучающихся на данном уровне образования);

10–11 классы – 799 290 человек (48,13% от общего количества обучающихся на данном уровне образования).

Объем средств, направленных на организацию школьного питания обучающихся, составил 66 476 562,6 тыс. рублей, из них за счет средств:

бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) –
36 132 630,0 тыс. рублей;

из средств муниципальных бюджетов – 9 573 919,0 тыс. рублей;

из внебюджетных источников (благотворительные взносы физических
и юридических лиц) – 66 230 378, 1 тыс. рублей.

Стоимость школьного питания в разрезе регионов существенно различается, что обусловлено климато-географическими и социально-экономическими особенностями субъектов Российской Федерации.

По данным Роспотребнадзора, охват школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2016 году составил 89%. При этом наименьшие показатели отмечаются: в Республиках Дагестан (50%), Ингушетия (17%), Крым (65%), Северная Осетия-Алания (44%).

За последние 4 года отмечается снижение охвата 2-х разовым питанием, а в отдельных субъектах Российской Федерации данный показатель составляет менее 15%: в Республиках Алтай – 13,3%, Дагестан – 6%, Забайкальском – 6%, Приморском краях – 9%, Астраханской – 9%, Иркутской – 10,4%, Кемеровской – 11% областях.

В Орловской области, Ненецком и Чукотском автономных округах охват школьников горячим питанием составил 100%. Охват школьников горячим питанием ниже 75% отмечен в Республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Крым, Северная Осетия-Алания, Курганской области,
г. Севастополе.

Показатель охвата школьников двухразовым горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2016 году составил 29%, в том числе: по школьникам 1–4 классов – 36%; 5–11 классов – 24%. В 6 субъектах Российской Федерации охват школьников двухразовым горячим питанием по итогам 2016 года превысил 50%: Республика Саха (Якутия), Белгородская, Воронежская, Костромская, Липецкая, Тульская области.

В 7 субъектах Российской Федерации охват школьников двухразовым горячим питанием был ниже 10%: Республики Дагестан, Ингушетия, Забайкальский и Приморский края, Астраханская область, Еврейская автономная область.

В 2016 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям, составил 2,1%.

Неблагоприятная ситуация по качеству готовых блюд в организациях для детей и подростков отмечена в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Саха (Якутия), Тыва, Хабаровском крае, Владимирской, Волгоградской, Иркутской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области.

Удельный вес исследованных проб готовых блюд, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по калорийности, составил 6%, по содержанию витамина С – 8%. Наиболее неблагоприятная ситуация по калорийности готовых блюд в организациях для детей и подростков отмечена в 4 субъектах Российской Федерации, где процент проб, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, выше 20% (Республики Дагестан, Карачаево-Черкесская, Тыва, Чукотский автономный округ).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий детских образовательных организаций выявлялись нарушения в питании детей, в том числе невыполнение примерных меню, снижение энергетической ценности рационов, недостаток в питании детей фруктов, творога, рыбы, мяса, овощей, составление фактического рациона питания без учета физиологической потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и т.д.

По всем образовательным организациям продолжают иметь место факты невыполнения норм питания по основным продуктам питания (мясо, молоко, творог, рыба, свежие фрукты, овощи, соки), а также занижение порций готовых блюд и восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов.

Удельный вес невыполнения норм питания по всем основным продуктам питание в течение 2 лет практически во всех образовательных организациях Республик Калмыкия, Удмуртской, Забайкальского, Красноярского краев, Ивановской области остается на порядок выше среднероссийского показателя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: