Структура, элементы и принципы системы управления рисками

Сл 5ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СУР

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достатоны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов тс, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Большинство таможенных служб мира в настоящее время при осуществлении таможенного контроля используют систему управления рисками В современном мире необходимо определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков. При проведении таможенного контроля таможенное органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми операциями таможенного контроля, которые выбраны на основе анализа риска.

 

Цель СУР – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

 

 

Целями создания сур является Необходимость пересмотра доходов к организации таможенного контроля товаров и транспортных средств

Для этого используется Пересмотр функций, осуществляемых должностными лицами таможенных органов и представительств таможенной службы России в Республике Беларусь и Республике Казахстан

Изменение модельных схем анализа информации и организации контрольных мероприятий

-на внешней границе России

-на Государственной границе России

-на таможенной территории ТС

 

Сл 6Этапы СУР

(из истории)сур в процессе становления разделилась на 5 этапов

Первый этап внедрения системы управления рисками – «Разработка системного подхода внедрения элементов СУР». Первые предпосылки внедрения элементов системы управления рисками, сделаны в 1999 году, когда соответствующим приказом ГТК России был утвержден План-график мероприятий по снижению рисков при таможенном контроле и оформлении товаров.

Второй этап – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были сделаны первые шаги и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. На коллегии ГТК России 10 декабря 2003 года было принято решение о возложении на Главное Управление Организации Таможенного Контроля (далее ГУОТК) функции по координации деятельности структурных подразделений центрального аппарата, региональных таможенных управлений и таможен по разработке и внедрению в практику работы таможенных органов системы управления рисками.

Третий этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367). В соответствии с Планом-графиком был разработан и в июне текущего года был издан приказ ГТК России 750 дсп (для служебного пользования), утвердивший Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками. Указанный документ заложил базовые технологии применения системы управления рисками в процессах таможенного контроля и положил начало работы по практическому внедрению системы в деятельность российских таможенных органов.

Четвертый этап внедрения системы управления рисками - «Совершенствование СУР» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС России от 10.03.2005 № 180.(Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности.)?

Пятый этап – «Достижение эффективности и сотрудничества с другими странами». Данный этап рассматривается с 2008 года по настоящий момент.

Структура, элементы и принципы системы управления рисками

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решений в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост).

принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков Приказ ГТК России от 26.09. 2003 г. N 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»..

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.

Это позволит таможенным органам:

сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

1) сокращение времени таможенного оформления;

2) прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

3) партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Источники информации, используемые для выявления рисков: различные базы данных таможенных органов, оперативная информация, обращения и жалобы граждан и юридических лиц, информация других государственных органов, СМИ, результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности, информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, акты законодательства и правовые акты, Интернет Приказ ФТС России от 11.01.2008 г. № 11 «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».

Принципами управления являются:

Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

Выводы

2. Риск в таможенном деле играет большую роль. Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: