Слайд 9 Применение системы управления рисками

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.(ст128 тктс)

 

Применение системы управления рисками предполагает собой осуществление должностными лицами ряд последовательных операций, которые оговорены в Приказе ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» (Приложение 1).

 

1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

 

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

 

статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

 

о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

 

о поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

 

о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

 

о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

 

о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

 

о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

 

заявляемой при осуществлении таможенных операций;

 

о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

 

о транспортных логистических схемах.

 

Важнейшим фактором, определяющим обоснованности и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

 

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определения необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

 

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.

 

2. Выявление и анализ рисков.

 

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

 

совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

 

таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

 

объектов анализа;

 

критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

 

индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

 

оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

 

3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

 

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

 

прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

 

анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

 

4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

 

СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществляет контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

 

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):

 

пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

 

на эффективность таможенного контроля;

 

на полноту взысканных таможенных платежей;

 

на ускорение товарооборота;

 

на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

 

на изменение времени таможенного оформления.

 

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

 

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

 

Слайд 10 принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР:

Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающиеиспользование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.):

•таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

•при выборе форм таможенного контроля используется СУР;

•таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

•таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки, вероятности несоблюдения законодательства.

 

Слайд 11 Цели применения сур:

В ТК ТС регламентированы цели применения системы управления рисками. Такими целями являются

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

 

 

Слайд 12 Задачи СУР:

К основным задачам системы управления рисками относят:

1) создание единого информационного пространства;

2) разработка методик (программ) по выявлению рисков;

3)определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению

таможенных правонарушений;

5) оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных

рисков и ущерба при выявленных рисках;

6) определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а так же определение требуемых ресурсов и разработка предложении по их оптимальному распределению;

7) разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

8) разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации риска;

9) контроль и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации риска;

10) оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений

11) Накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а так же о причинах при условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: