Слайд 15 Структура профиля риска

Профиль риска – это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а так же указания о приминении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (Гл 18 стат 127 ТКСТ)

Профиль риска, как основной инструмент СУР содержит указания о применении мер по его минимизации. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе.

Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования.

1) Выявление области риска

 

Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

 

Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

3)Установление индикаторов риска

 

Они бывают следующих типов:

 

индикаторы риска, относящиеся к товарам:

 

количество товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация и др.

 

индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД:

 

Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

4) Оценка риска.

 

Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться:

 

· путем установления высокой, средней и низкой степени риска;

 

· присвоения числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска;

 

· специфические обозначения.

 

 

Срочный профиль риска- профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформления и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров и (или) транспортным средствам до завершения таможенного оформления.

Ориентировка- информация о риске средней степени, для минимизации которого целесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировка доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

Зональный профиль риска- профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни. Региональный профиль риска- профиль риска, действующий в регионе деятельности одного Регионального таможенного управления (РТУ). Общероссийский профиль риска- профиль риска, действующий на всей территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенный в регионе деятельности разных РТУ.

Краткосрочный профиль риска- профиль риска с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца. Среднесрочный профиль риска- профиль риска с установленным сроком действия от 1 до 3-х месяцев. Долгосрочный профиль риска- профиль риска с установленным сроком действия свыше 3-х месяцев. Приказ ФТС России № 1200 от 6 июня 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» (приложение № 2).

Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:

 

 

2) Исследование рисков

 

Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

 

 

5) Составление профиля рисков.

 

Профиль рисков включает в себя следующие элементы:

 

- описание области риска;

 

- исследование и оценка риска и его индикаторов;

 

- необходимые меры по контролю;

 

- время проведения контроля;

 

- результаты контроля;

 

- оценка проведенных мероприятий.

 

Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т.д. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно

 

2.2 Методы управления рисками, связанными с недостоверным декларированием

 

 

При таможенном оформлении товаров наибольший удельный вес занимают риски, связанные с недостоверным декларированием сведений о товаре, а именно: недостоверное декларирование стоимости или количества товаров, умышленное использование несоответствующего описанию товара кода, недостоверное декларирование страны происхождения товаров (для импортируемых товаров).

 

Традиционно, риски недостоверного декларирования в товарном разрезе в Федеральной таможенной службе Российской Федерации оценивались на основе сопоставления данных об экспорте и импорте стран - торговых партнеров. Помимо этого, частично использовался и другой способ - косвенная оценка экспорта и импорта на основе балансовых отношений. Каждый из этих методов обладает определенными достоинствами и недостатками, что не позволяет рассматривать любой из них в отдельности как полноценный методологический подход к выявлению и оценке рассматриваемых рисков. Значительной проблемой, также, является отсутствие необходимых статистических данных на текущий период из-за существенного «отставания» фактической статистики во времени. Так, например, проведение реального сопоставления данных таможенной статистики внешней торговли со странами торговыми партнерами возможно лишь на промежутке времени отстающего от сегодняшнего дня как минимум на 5-6 месяцев. В то же время, при принятии решений по таможенному контролю необходимо учитывать и ближайшую перспективу направлений и масштабов недостоверного декларирования, т.е. необходим прогноз показателей рисков в товарном разрезе с упреждением как минимум до 1 года Халипов С.В. Таможенный контроль: административно - правовой анализ: Учеб. пособие - М.: Таможня. РУ, 2005. - 136 с..

 

Таким образом, исходя из практических потребностей, необходим комплексный прикладной инструментарий, включающий в себя методы обобщенной оценки различными способами существующих рисков недостоверного декларирования и многовариантного прогнозирования сложившейся ситуации, что невозможно реализовать без использования методов вероятностного оценивания и эконометрического моделирования.

 

Основными методами при оценке таких рисков являются:

 

- методика оценки теневого импорта и экспорта России с использованием метода «зеркальной» статистики,

 

- метод определения методологического порога уровня недостоверного декларирования товаров, оцениваемого на основе данных российской таможенной статистики внешней торговли и статистических данных о внешнеторговых потоках стран торговых партнеров России.

 

- методика оценки теневого импорта России балансовым методом с использованием данных Росстата о производстве и потреблении товаров внутри страны,

 

- комплексный подход к оценке рисков недостоверного декларирования товаров, основанный на агрегировании зарегистрированного импорта России с оценками импорта, полученными на основе метода «зеркальной» статистики и балансовым методом;

 

- эконометрическая модель оценки и прогнозирования рисков недостоверного декларирования импорта.

 

На настоящий момент для оценки уровня недостоверного декларирования товаров в таможенной службе России используется так называемый метод «зеркальной» статистики, который заключается в проведении сопоставительного анализа внешнеторговых товарных потоков России по данным таможенной статистики внешней торговли России и статистики внешней торговли стран ее торговых партнеров. Однако, не следует однозначно утверждать, что расхождения в данных таможенной статистики внешней торговли и статистики стран торговых партнеров являются величиной риска, так как помимо субъективных факторов существует ряд объективных причин, способствующих такого рода расхождениям. К ним следует отнести следующие методологические особенности учета товаров:

 

- использование различных систем учета данных. В то время как ООН рекомендует использовать общую систему учета данных (хотя ООН и не утверждает, что общая система учета является лучшей), некоторые страны используют специальную систему учета;

 

- несовпадение в методике определения статистической стоимости (условия поставки товара ФОБ и СИФ, национальное законодательство);

 

- использование различных способов перевода в валюту учета;

 

- различия в периодах включения данных, относящихся к одной и той же сделке, в статистику экспорта и импорта торговых партнеров;

 

- различия в определении страны партнера;

 

- различия в товарных классификациях.

 

Не все перечисленные причины методологических расхождений легко нормализуемы. Нормализация величин расхождений, объясняемых методологическими причинами, усложняется высокой детализацией рисков недостоверного декларирования товаров (товар - страна, страна - товар). Для определения уровня методологического порога расхождений рассматриваются два варианта расчета методологического порога расхождений: путем расчета и нормирования каждой возможной методологической причины для конкретного товара из конкретной страны, а также путем усреднения уровня методологических расхождений для конкретного товара и всех стран за пять лет («пятилетняя средняя»). Следует отметить, что наиболее точным и обоснованным вариантом безо всякого сомнения является первый вариант. Однако основной недостаток этого варианта является невозможность прямого арифметического расчета некоторых методологических причин (например, учет внешнеторговых потоков «третьих» стран, объемы которых для некоторых стран и товаров достаточно существенны). Это во многом ставит под сомнение целостность величины методологического порога недостоверного декларирования товаров, которая в свою очередь, определяет величину самого риска недостоверного декларирования товаров.

 

В целях «ухода» от невозможности расчета всех методологических причин предлагается метод «пятилетней средней» оценки методологического порога расхождений. Он базируется на предположении того, что для определенного товара, импортируемого из определенной страны-экспортера в Россию, должны наблюдаться расхождения в данных с другими странами, которые также содержат методологическую составляющую, величину которой можно адаптировать к российскому импорту этого товара именно из этой страны-экспортера.

 

3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы

 

управления рисками при таможенном контроле и оформлении

 

товаров и транспортных средств

 

 

Как мы выяснили в предыдущих главах анализ и «управление» рисками основывается на информации. На начальном этапе информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она была добыта специфическим образом - проверена и использована в определенной ситуации, она называется сведениями.

 

Сведения можно классифицировать следующим образом Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002:

 

оперативные сведения (ориентировки) - информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;

 

тактические сведения - проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);

 

стратегические сведения - структурированная информация о методах и общих тенденциях, размещенная в специальных базах данных.

 

Важнейшее место в указанных видах сведений занимают оперативные ориентировки. Фактический анализ риска представляет собой развитие анализа оперативной обстановки с учетом динамически меняющихся факторов и воздействием на них. Факторами риска для проведения анализа могут являться:

 

· данные о юридических и физических лицах, совершивших правонарушения при перемещении товаров через таможенную границу РФ;

 

· таможенное законодательство и таможенные документы;

 

· география грузопотоков;

 

· товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);

 

· транспортные средства, контейнеры;

 

· недавно образованная фирма-отправитель/получатель;

 

· таможенная стоимость;

 

· страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений.

 

Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.

 

Информационная система управления рисками (ИСУР) представляет собой метод по улучшению таможенного контроля. Его цель заключается в том, чтобы в интересах более высокой эффективности работы таможенной службы проводить контроль в тех случаях, когда угроза возникновения нарушений или контрабанды является выше среднего.

 

АИСТ-РТ21 - комплексная распределенная автоматизированная информационная система, которая обслуживает все этапы таможенного оформления на уровне поста, таможни и РТУ. При этом АИСТ-РТ21 является как вертикально, так и горизонтально распределенной системой. Разделение вертикальных уровней системы делает возможным фактическое распределение компетенции по управлению, контролю и решению задач внутри организации. Горизонтальные же связи системы позволяют назвать ее не только административным, но территориальным распределенным комплексом, действующим в целом регионе страны Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002.

 

При этом необходимо учитывать следующие требования:

 

? все операции по анализу риска должны протоколироваться;

 

? информация должна поступать в режиме реального времени;

 

? дальнейшее таможенное оформление должно разрешаться только после принятия согласованного решения.

 

Максимальное использование информационных технологий является одним из важнейших направлений использования методик анализа рисков в интегрированной таможенной системе. Функциональные задачи программного продукта должны быть общими как для таких макротехнологических объектов, как таможня или региональное таможенное управление, так и для таможенного поста или специальных аналитических групп и включать в себя:

 

использование нормативно-справочной информации, поддерживаемой комплексной системой АИСТ-РТ21;

 

обеспечение групповой обработки данных;

 

обеспечение доступа к сети и к базам данных аналитической группы при ОРО или других подразделений таможенного органа;

 

организация доступа к программному продукту на основе персональных паролей;

 

редактирование, изменение и пополнение информации;

 

поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо и т.д.);

 

настройка пользователем полей для вывода на печать и сохранение операций.

 

Немаловажным моментом при разработке программного продукта является грамотное, удобное и эффективное составление общего вида окон-меню. Окно программы может содержать три функциональные кнопки в строке меню:

 

- действия;

 

- реестры;

 

сведения о программе.

 

Методика анализа рисков требует реорганизации или создания новых информационных баз данных на локальном уровне отдельных подразделений таможни. Практика ЕС показывает, что значительная часть контрабанды, связанной с перевозкой автомобилей и других случаев нарушения таможенных правил, перехватывается благодаря использованию методики «анализа риска» в процессе таможенного контроля.

 

Выводы по третьей главе:

 

1) Таким образом, управление рисками и анализ является инструментом, который может помочь работать с рисковыми ситуациями и быть уверенным в том, что принятое решение оптимально и позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы, а также дает уверенность в том, что известны все слабые стороны оперативной работы и по ним принимаются необходимые меры, так как цель управления рисками - это принятие мер по устранению возможного риска или сведения к минимуму его последствий.

 

2) использование информационных систем при выявлении благоприятствует развитию экономики страны в целом, приводит к ускорению международного товарообмена, повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.

 

Заключение

система анализа и управления рисками является действенным механизмом ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для эффективного управления рисками необходимо:

 

· определить возможный наивысший уровень эффективности оперативных действий;

 

· сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях. Конечно, необходимо уметь определить эти области, которые представляют наибольшую угрозу деятельности данной таможенной организации;

 

· определить слабые стороны в оперативных мероприятиях или программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех слабых сторон, которые наиболее мешают оперативной работе. Затем следует принять соответствующие меры по устранению выявленных недочетов, снижению их негативного влияния или (если невозможно это сделать) предпринять все возможные меры по снижению ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: