Методы досуговой педагогики

Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность прие­мов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспиты­вающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы - <оружие», «орудия» профессиональной работы. Досуговая педагогика создала свои, специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми. Обновленную школу старыми методамине сделать. И здесь необходимы изобретения.

Называю главные:

Методы игры и игрового тренинга.

Игра самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мульт­фильм, многократно повторяется в жизни; ребенка, становясь его воспитательным тренингом. К концу нашего столетия, считает III. Амонашвили, целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, ориги­нальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения.

Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («третий лишний», <ручеек», «садовник», «колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности:

ловкость, силу, координацию и т.п.

- Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; морской кают-компании; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета, дня рождения коллектива» «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

- Методы состязательности. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной сферы.

- Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети – равноправные члены школьных клубов, драмколлективов, хоров, твор­ческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.

- Методы воспитывающих ситуаций. То есть вызван­ных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, самораэви- ваюшего дела и т. п. Воспитывавшая ситуация - это специально созданные воспитателем условия.

- Методы импровизации. Импрум (англ.) - самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизирована. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате вклю­чается этот древний, пришедший от прапрародителей механизм. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации - это порож­дение искуса, соблазна творческого усилия. Импровиза­ция базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка со знаком плюс. У детского досуга свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно же богатства исчезавшего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга –очистителен и потому вечен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: