Свобода как осознанная необходимость

Очень давно была изобретена детская игра, которая, если мне не изменяет память, носит название «Разрывная цепь». Дети встают в круг, крепко держась за руки. Тот, кто по жребию остается в центре, должен эту цепь разорвать. Испытывается сноровка, сила и крепость духа «голящего». Но проверяется не только он, проверяется и крепость «цепи», то есть те, кто держатся за руки. Рано или поздно круг удавалось прорвать - всегда находилось слабое звено. Весёлая, азартная, но, в общем-то» жесткая игра. Теперь представим себе; нечто подобное случилось в жизни. Кто-то оказался в круге - невидимом, но вполне реальном. И это уже не жесткая игра, а жестокая. И круг уже не круг, а круговая порука - взялись за руки и держат оборону не веселые, азартные дети - объединились взрослые люди, которые призваны профес­сионально организовать богатую досуговую жизнь детей. Иначе, чем же можно объяснить, что в конкретных.школах жизнь школьников вне уроков бедна и однообразна, досуговый «паёк» скуден, а многие дети находятся на задворках общества. Всегда взрослые покушались на свободы ребенка. Дома по неписанным правилам родители держали его в «ежовых рукавицах». В школе изобретательно придумывали для него запреты. Так рождались и утверждались мнимая сопричастность детей к политике и «большим делам». Мир истинных ценностей оставался за бортом жизни. Во многом он был под запретом. Но дети - люди нетерпеливые. Их нетерпение связано с тягой к совершенству. Поскольку общество и школа не давали школьникам условий свободного самовыражения и самоутверждения, они резко качнулись в эстетику чужого мира - эстетику баров, видеосалонов, тусовок и т.п. Их ста­ло в тысячи раз больше, чем клубов самодеятельной песни (длительно запрещавшихся), клубов туристов, изобретателей, дельтапланеристов и т.д.

Когда-то ведущие программу «Взгляд» сразу после съезда по народному образованию. спросили своих зрителей:

- Что вы хотите иметь в результате школьной реформы?

Ответ был предельно прост: свободного человека в свободной школе. Свободы ребенка в школе - высшаяихценность, ибо дети - самые свободные люди на земле. Рефлекс свободы, об этом писал ещё выдающийся физиолог И.Павлов, присущ детям с раннего возраста. Наиболее полное выражение он находит в досуговой деятельности. Здесь атмосфера свободы не просто укрывает детей от всех посягательств на их права и не только для них очень привлекательна, но очень плодотворна. Детские таланты могут развиваться только в условиях свободы. Свобода творчества и есть само творчество. Свобода рождает инициативы ребенка. Пусть иногда спорные, непонятные взрослым, но инициативы. Свобода рождает любовь. Дети любят только тех, кого любят. А уж если не любят, так никакие методики не помогут.

Несвобода - это когда люди творчества, дела, веселья должны вести себя, как тяжелобольные. Их права кончаются там, где начинаются права старших. А ведь свобода каждого есть свобода всех. И мысль о, свободе, как и мысль о бессмертии - вечна. Что же такое свобода, свобода ребенка? С моей точки зрения, может быть, я не прав, это: - Вместо принуждения - воодушевление.

- Отсутствие гнета со стороны кого бы то ни было (родителей, учителей, сверстников).

- Отсутствие неоправданных стеснений и ограничений в жизни и деятельности детей.

- Наличие широкой сферы и условий социальной И деятельности и творчества школьников.

- Широкие права ребенка от мировоззрения до протеста. Можно сказать проще: надо позволить детям то, что естественно проситих душа.

Свобода ребенка - это свобода его воли, так как для него жизнь есть пространство,где всегда сталки­ваются иррациональность и рациональность мира.

Если досуг - самая свободная сфера самопрояв­ления, самопроверки, самовыражения и самоутверждения ^ребенка, то понимать эту свободу следует как естес­твенную потребность и способность действовать в соответствии со своими интересами, притязаниями и целями. Но свобода ребенка - его упорядоченная воля, опиравшаяся на правоспособность. Право на «другое»» на непохожее, будь то выбор деятельности, мнение по любому вопросу или образ жизни, при обязательном соблюдении установленных законов, норм, правил, которые ребенок обязан знать и понимать. Свобода - это выбор.

«Нельзя- можно».

Таким образом, свобода есть условие, гаранти­рующее человеческий рост ребенка. От «школьной тирании» к свободе прыжком не перескочишь. Тут нужна долговременная программа. В том числе для классного руководителя. Что по этой «программе» небходимо делать? Во-первых, решительно отказаться от неаргумен­тированных, командных, не терпящих «нельзя» по любому поводу, часто на всякий случай. Наши дети вырастали и вырастают на вечных запретах и бесконечных «нельзя». В школу нельзя приносить любимые игрушки, приводить «знакомых» собак, заходить без сменной обуви. В школе нельзя быть в своем платье, носить украшения, отказы­ваться от участия в мероприятиях, бегать по коридору, тем более баловаться и т.п. И родители, и мы, учителя, удивительно изобретательны на «нельзя». Как и наше общество с его унылым «не курить», «не сорить», «не рвать цветов с клумбы».

Хорошо бы во всех школах провести открытые педсоветы. «0 занудстве и запретах». И обсудить вместе с родителями и школьниками злоупотребление командами, типа; «Встать - сесть!», хождение строем, парами, от класса до буфета и обратно. Злоупотребление нравствен­ными нотациями по поводу того, что все и так знают. Злоупотребление принудительной зарядкой, утренними политинформациями, дисциплинарными линейками, «пропо­ведями» по школьному радио и дежурством по школе.

Давайте вместе думать о постижении школьной демократии, не той - митинговой, а демократии уважения к ребенку и к учителю, раскрепощенности и тех, и других, расширения истинных человеческих свобод. Давайте перестанем вечно толкать ребят под руки, зажиматьих фантазии, директировать их каждый шаг. Ребенок должен иметь свободу несогласия с учителем и родителями, свободу слова и даже протеста.

В демократической школе будет господствовать закон «можно».

- В нашей школе (классе) можно помогать отставшим, можно уважительно относиться к девочкам, можно все, что полезно, разумно, интересно.

А как насчет «нельзя»? Оно останется, но примет иное качество. Нельзя, например, поручать роль принцессы самой хорошенькой девочке. Нельзя выбирать в лидеры школьника только по причине его хорошей дикции. Нельзя говорить детям только про их недостатки, забывая упомянуть о достоинствах; Нельзя все регламен- тировать и цепляться за режим. Нельзя судить детей по и нормам времени, в котором мы жили когда-то, но можно судить по вечным нравственным нормам и общечело-веческим ценностям.

Во-вторых, по новой программе все дети (и маленькие, и неуспевающие в познании, и отпавшие от коллектива, и педагогически запущенные) должны быть приняты классным руководителем в союзники. Время отторжения ребят, противопоставления им проходит. И каждый ребенок обязан вписаться в окружение людей, юных и взрослых, к которым он попадает, в их среду и традиции, оставляя за собой право сотворения собственной личности. И помочь ему в этом должен воспитатель. И быть с ним до конца честным, во всем. Всегда.

В-третьих, новая программа обязана предоставить широкое поле выбора. Дел, истин, ролей, положений, поручений, творчества, товарищей, партнеров, даже кол­лективов, клубов, команд, ассоциаций, даже классного руководителя и вожатого. В последнее время о выборе пишут часто. В демократическом обществе взрослые люди имеют право выбора. Где им жить, кем работать, куда вкладывать деньги, за кого голосовать, в какую партию. ассоциацию вступать. Многие справедливо утверждают, что такое демократическое общество вырастает из детей, для которых выбор - дело привычное.

Нужно выстроить новую концепцию всех важных перемен в каждой конкретной школе. А для начала создать программу «0т чего мы отказываемся». Цивилиза­ция школы поможет цивилизации нашего измученного общества. Интерес и внимание к каждому отдельному ребенку - вот преломление конкретных реформ Советской школы. И к каждому учителю. Признаемся честно, мы слабо связываем досуг детей, его организацию с элементами социального, гуманистического воспитания. Гуманизм - стержень детского досуга. Мы это просто не замечаем. Досуг школьника - самая открытая система. В нем, как ни покажется парадоксальным, быстрее, чем где-либо возможно духовное равенство, на которое дети отзываются мгновенно. Душу школьника закаляет не хамство, а состояние счастья. В чем же оно конкретно выражается это школьное счастье? Ответ я нашел в Простой мысли грузинской учительницы начальных классов Цицо Гошхетелиани: «У ребенка должен быть богатый фонд счастливых воспоминаний, собственная духовная исто­рия...» Хочу добавить: это должен быть детский, безыскусный фонд. Конечно, в нем займут свое место и общественно значимые деяния, работа-забота. Но первое место здесь по праву должны занимать многоцветные, многомерные досуговые «дела». Только богатый опыт рождает богатую фантазию. Досуг воспламеняет детей озарением, нетерпеливым восхищением своих личных открытий, догадок или как определяет Шалва Амонашвили, «личной эврикой», «царством мысли, подталкивающим детей к вечному творчеству». Умный досуг формирует творческий и свободный стиль жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка, на его искреннюю самостоятельность. Надеюсь, сегодня все понимают: школьное детство - не только подготовка к жизни, но и очень важный, самоценный её отрезок, в котором важнейшее место занимает досуг - ребячий друг.

И уж совсем особая тема - творческие свободы учителя. Наверное - это расширение его прав, привилегий, методик, поисков. Так давайте для начала попробуем хотя бы поверить: свобода - это вовсе не страшно!

Самый интересный в педагогике процесс - рост личности ребенка. Дети слушают и наблюдают жизнь сердцем. И ещё: они всегда ждут чуда. На уроке, во внеурочной деятельности, и особенно в досуговое время, когда наиболее ярко раскрывается их самоценность, их потребность плавать на лодках по озерам и рекам, лазать по скалам, прыгать с обрыва, петь песни под гитару у лесного костра, играть в футбол и вместе с тем помогать Родине, людям, быть счастливым. Счастье - лучший воспитатель детей. Если из «общего социализма» вычленить некий педагогический социализм, а точнее и объективнее - гуманизм, то он выражается простейшей формулой: детям везде - в школе, дома, в обществе, в стране, во дворе, на улице, в целом мире должно быть счастливо. Прожив счастливо детские годы, школьник, став взрослым, посеет счастье вокруг себя. У наших сегодняшних детей слишком много разного горького опыта, а надо, чтобы было много - счастливого. И ещё: дети - творцы себя, но о то же время дети - творцы людей.

Когда-то английский поэт XIX века Вордсворт написал: «Ребенок - Отец Мужчины». Именно дети делают мужчину мужчиной - вот смысл этого блестящего. парадокса. Еще с большей очевидностью то же можно сказать о женщине. Мы рождаем детей, а дети рождают в нас самые светлые человеческие свойства. Но для того они должны жить как счастливые люди. Жить полной, яркой, разнообразной детской жизнью. Да поможет им в этом тот самый досуг, в котором созидается их душа, зреет ум, становятся талантливыми руки, а сердце - добрым.

Давайте жить с детьми, не только дружно, но и весело!

Проверим себя

Хотите проверить, есть ли в вас жилка затейника, организатора детского досуга, заполните эту анкету. Тест не является строго научным, но может иметь практическое значение.

Как пользоваться тестом? В каждом из пунктов найдите то определение ваших качеств, которое, на ваш взгляд, более всего вам подходит. После суммирования цифр оценка вашего педагогического потенциала владения секретами и законами детского досуга может быть:

отличной (27-32), очень хорошей (23-27), хорошей (19-25), средней (15-18), плохой (13 и меньше). Вместе с тем не горюйте, качества детского заводилы можно и развить в себе самостоятельно, если постараться.

Творчество - постоянно проявляет выдумку, ищет в старом новое, в новом - старое (4 очка). Способен на вариативность досуговых дел, на режиссерские новации (3 очка). Хорошо выполняет чужой замысел, умеет обновить идею (2 очка). Ничего сам придумать не может (1 очко).

Инициатива - ищет дополнительные ходы, решения, выборы (4). Находчив, смекалист при подготовке твор­ческого дела (3). Выполняет чей-то замысел добросо­вестно и качественно (2). Безынициативен, ждет подсказок, ищет «разработки» (1).

Лидерство - внушает детям уверенность, вооду­шевляет их (4). Умело даёт рекомендации, эффективные советы (3). Ведущий детей (2). Ведомый детьми (1).

Организаторские способности - очень способный в убеждении детей, побуждению их к творческим делам (4). Способный организатор (3). Средние организаторские способности (2). Плохой организатор (1).

Ответственность - проявляет ответственность за любое творческое дело до конца (4). Берется за дело, хотя и не без протеста (3). Неохотно берется за реализацию детских замыслов (2). Уклоняется от участия в досугах детей (1).

Решительность - быстрый и точный (4). Основатель­ный и осторожный, осмотрительный (3). Быстрый, но ча­сто делавший поспешные решения (2). Сомневающийся и боязливый, перестраховывающийся (1).

Упорство - целеустремленный, его нелегко обеску­ражить трудностям (4). Предпринимает постоянные уси­лия дело сделать (3). Средний уровень упорства и

решимости (2). Почти никакого упорства (1).

Отношение к детскому досугу - позитивное, пони­мает его значение в жизни детей, отношение к детским фантазиям уважительное (4). Отношение к детскому досугу хорошее, но снисходительное (3). Детским досу­гом занимается по «указанию:», само отношение скепти­ческое, несерьёзное (2). Отношение к досугу детей неуважительное, пренебрежительное. С детьми проявляет некоммуникабельность (1).

6. Расскажите своим воспитанникам (педагогическое отступление)

Беспределен мир досуговых увлечений людей. Это просто мир развлечений. Это поле пробы своих сил. Чем ярче личность, тем шире поле творчества.

А.С.Пушкин - великий поэт. Он проявил себя как серьёзный исследователь-историк, создавший историю пугачевского бунта. Он серьёзно увлекался спортом, был прекрасным гимнастом, входил в десятку лучших наездников Петербурга, был одним из лучших стрелков. А еще он профессионально рисовал, столярничал, отлично танцевал.

Д.И.Менделеев - великий химик, открывший периоди­ческий закон химических элементов, охотно занимался садоводством, картонажным и переплетным делом и даже заготовлял образцы чемоданов.

Н.В.Склифосовский - хирург, чьё имя сейчас носит Институт скорой помощи, был известен как селекционер-садовод, который вывел новые сорта яблок, груш и винограда. Он был прекрасным музыкантом, играл на скрипке и виолончели, пробовал сочинять музыку, и ещё эго знали как спортсмена - «моржа».

В.И.Даль - военный врач, вызванный друзьями к смертельно раненому Пушкину. Но филологи гордятся им как знаменитым автором «толкового словаря русского языка». В.И.Даль собирал сказки, песни, пословицы и поговорки, игры своего народа.

С.В.Ковалевская - выдающийся русский математик, профессор, была одновременно популярной писательницей.

В.М.Бехтерев - выдающийся деятель отечественной медицины выступал как поэт под псевдонимом Тихобереченский (от названия его дачи «Тихий берег»), написал автобиографическую поэму «Владимир», активно занимался журналистикой.

Н.И.Лобачевский - знаменитый ученый-математик был пионером научной агрономии, добился больших успехов в садоводчестве и сельском хозяйстве.

А.М.Бутлеров - выдающийся русский химик отличался в области пчеловодства, долгое время был президентом общества российских пчеловодов.

П.П.Семёнов-Тян-Шанский - замечательный русский путешественник был прекрасным художником, страстным охотником и редким коллекционером. Он собрал у себя дома 700 картин и 3500 гравюр. А ещё увлекался верховой ездой, садоводчеством.

Я не делаю ссылок на таких несхожих титанов, как Леонардо да Винчи, Ломоносов, Омар Хайям, Гете, Радищев, Вернадский, Чаянов, Н.Вавилов, Павел;

Флоренский. Список этот можно продолжать бесконечно. Кстати, пусть это сделают сами ребята, изучая биографии наших великих земляков и соотечественников.

Так жили люди. Так надо жить людям. Не в словесных осуждениях неурядиц в стране и в личном быту, которых хватает с излишком, но в деятельном их преодолении. Не в безделье и не в его противо­положности - аскетической отрешенности от всего, кроме работы, но в сочетании труда, отдыха, интереса к миру, обнимающего равно труд и отдых. В постоянном ощущении великой, неповторимой ценности самой жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: