Принципы организации детского досуга

ДОСУГОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Не претендуя на безусловность, исходя из многолетней практики и опираясь на исследования проблем детского досуга, позволю себе предельно коротко обозначить некоторые опорные понятия теории и методики организации детского досуга.

Закон педагогики досуга

В педагогике закон трактуется как объективная, повторяющаяся диалектическая связь всех явлений, входящих в процесс воспитания. Если проще, законы детского досуга - это наиболее существенное и устойчивое в назначении досуга как части человеческой культуры. Я бы вычленил следующие законы педагогики досуга:

- Закон сочетания продуктивного и непродуктивного.

Досуг ориентирован на внутренний мир, на удовлетворение удовольствия от процесса досуговых действия и переживаний. Но вместе с тем, у досуга возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческой продукции

- Закон творческой энергетики.

Досуг реализует потенции человека, все виды его энергии, тем он и ценен.

- Закон диалектического соотношения времени, пространства и содержания досуга.

Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, досуговой территории и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы, удовлетворяют интересы, пристрастия, реализуют духовные и

физические силы.

- Закон «зеркальности» и универсальности досуга.

Досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и универсален.

Принципы организации детского досуга

Принцип в педагогике - генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации питательного назначения, в данном случае, досуга.

Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе. Они как правила техники безопасности.

Назову главные:

Первый принцип - принцип «красной линии», Вработе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно.

«Красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:

- в отношениях содружества классного руководителя детей, в приятельско-товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга. Вольный, творческий дух истинного досуга всегда вызывает неформальные отношения и формирует ответственность свободных партнеров в свободной деятельности, порождает суверенитет личности. За «красной линией» -панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Здесь нельзя «заигрываться», и разумная дистанция все же необходима. Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их содружество и сотворчество. Нарушение «линии» приведет к разрушению нормальных контактов, станет мукой для обеих сторон.

- в демократических основах «субординации», самоуправления в сфере досуга. Переход «линии» приведет к неуправляемости, вакханалии, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей или к запретам, которые в досуге всегда - тупик, к приказному тону, а значит, к взаимной отчужденности.

- в информации любого толка, которой мы обогащаем ребят. И прежде всего в вопросах политики, социальной жизни людей, истории, национальных проблем, эротикии т.п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания,их «подтекста».

В организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывает личный опыт, интуиция, разумная осторожность и, если хотите, необходимая перестраховка. Здесь важно все: мера досуговой дея­тельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга, безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров. Здесь необходимо учитывать и «политику» досуговых заблуж­дений детей. К примеру, в настоящее время зарубежные модели досуга, не всегда качественного толка, модели антидосуга вытесняют активно отечественный, национальный досуг, быстро адаптируются в детской среде, становятся ненатуральным заменителем обществен—но значимого досуга. Этот процесс разрушения нацио­нального менталитета пока не изучен.

Второй принцип - принцип «могучей кучки». Досуг в целом - дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Скажем, футбольная победа или успех праздника. Для того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен чётко осознавать общественную значимость как своих действии, так и действий всех соучастников в целом. Чем престижней задача проводимого досугового мероприятия, тем здоровей - при прочих равных - общий дух, тот самый психологический климат, без которого не жизнь, а маскарад жизни. Причём под престижностью следует понимать не просто логическое расчленение, а приращение души, то есть проведение этой задачи через сердца всех. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с классным руководителем, можно - группу взрослых, друзей класса. В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручки и чувства локтя, взааимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.

Человеческая неповторимость - соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества.

Вывод: хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя. классный руководитель, и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на высокие образцы досуга и воспитания в нем.

Третий принцип - «принцип фельдмаршала Кутузова». Онможет вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо ждать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать, Так поступил Михаил Кутузов в войне 2 года с французами. Он побеждал тем, что просто как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но делал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, вечно подгоняем ребят. А ведь досуг - их личное, добровольное дело. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Я за то, чтобы жизнь детей в досуге шла своим чередом. Без подгонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности. Лучше и продуктивнее понять, помочь.

Четвертый принцип - «принцип горы. В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Ни в чем. Мир ожидания детей в школе высок, а уровень жизни - низок. Дети живут скудно, без мечты, без идеала, с нарушенной психикой. Делают в школе никому, кроме чиновников из «системы», не нужную работу. Отсюда социальная апатия, агрессивный инфантилизм, социальное иждивенчество, инерция, стадная форма мышления, безверие - одна из самых страшных болезней нашего общества. От постоянных неудач дети, как правило, озлобляются, мельчают, тупеют. В досуге всегда заложен резерв удач. Но чтобы преодолеть кризис доверия детей ко взрослым, к учителям, который вырос неимоверно, надо поднять планку высоты помыслов, слов, дел, отношений, в том числе в досуговой деятельности. До сих пор досуг в школе - это консервация единообразия. Достаточно вспомнить вечера «отдыха», дискотеки или спартакиады. Каждодневная унылая «прорва» учебных и внеучебных дел приучает детей не обращать внимания на качество досуговых радостей. Главное - чтобы их разрешали. Плата - изнаночная, зазеркальнан логика восприятия досуга и вообще жизни в школе. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. «Принцип горы» требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте. Та самая унылая, казарменная жизнь в школе, от которой мы никак пока не можем уйти, приучает школьников не обращать внимания на такие «пустяки», как книга, искусство, архитектура. Но всеядно «пожирать их суррогаты-комиксы», «видики», музыкальную субкультуру.

Пятый принцип - «принцип антиканонов».

У детей есть чрезвычайно важное - это их энергетика. Она обычно несовершенна, нестабилизирована, разбросана, но она, эта энергия, дает возможности повернуть ребенка к деятельности. Однако детская энергетика часто очень инерционна, базируется на низком уровне духовности, обшей и досуговой культуры и может привести к плохим последствиям. Принудительный трафаретный досуг держит детей на рабском уровне поведения в школе. Хотя эта внешняя покорность ребят - иллюзия.

Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы, за пресловутую «систему коммунистического воспитания».

Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социаль­ного, психологического, творческого воображения ребят. Такова здесь «генеральная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому. Непривычное, необычное возникает часто вне правил, проверенных и удобных взрослым. В 60-е годы родилось знаменитое правило французской коммуны Ф.Шапиро: «Все дела творчески, иначе - зачем?» Дети так «устроены», что им хочется многое делать «не так». Но они не знают, как «не так». Досуг - идеальная площадка разрушения канонов всех «спектаклей» воспитания.

Принцип антиканонов «толкает» на дерзость выдум­ки. Если День Космонавтики в минувшем году проводился как торжественный вечер, то в этом как «Праздник бумажного змея». Если последний день Знаний 1 сентября шел в виде торжественной {стоячей) линейки, то нынче мы будем проводить сидячую «школьную энциклопедию». Если в конце прошлого учебного года класс ходил в «одноразовый» поход-пикник, то нынче мы обязательно пойдем на бревенчатых плотах вниз по течению родной реки. «Принцип антиканонов» предлагает формирование личности ребенка в диалогах и дискуссиях с жизнью, пробе творческих сил на опережающих моделях досуга.

Разрушение «канонов» подавления личности, «канонов» торжествующей бессмыслицы школьных дел, скуки и «зеленой тоски» - вечная задача и принцип новой педагогики.

Шестой принцип - «принцип камня, брошенного в воду»

Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей - регулятор социального поведения. Значит каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.

Седьмой принцип - принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть

дурное, большого ума не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них - вот принцип общей и досуговой педагогики. Бабушки наших бабушек. естественно, «университетов не кончали». Но работали с внуками, опираясь лишь на положительные эмоции. Увидев внука с грязными лицом и руками, бабушка обычно

говорила:

-Внучек ты мой родной, хорошенький, золотко мое любимое, умница ты мой, что ж ты лицо и руки-то не вымыл?

Пять раз похвалила, а потом и предъявилапретензию. И сразу реакция внука:

-Сейчас, бабуленька, вымою.

Положительное и прекрасное рождают добро. Сам по себе качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе ещё лучше, если кто-то замечает и оценивает рост. Вот в чем «фокус» этого простого принципа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: